Главная arrow Свободное перо arrow Научные работы arrow К вопросу о культурном наследии северо-восточного региона Турции (Тао-Кларджети)


 
 
Главное меню
Главная
СМИ о нас
Новости
Грузия
Православная Грузия
Публикации
О нас
Лазарэ info
Свободное перо
Объявления
Друзья
Форум
Телевидение
Радио
Видео
Гостевая
Реклама
Online - Выставки
Вопросы
Вопросы консулу
Вопросы отцу Максимэ
Вопрос психологу
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

 
 
Праздники сегодня
 
 


 
 
 
 
К вопросу о культурном наследии северо-восточного региона Турции (Тао-Кларджети) Печать E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Автор Драчева Е.Л., Гордезиани С.Ш.   
05.04.2008 г.

Сегодня Турция - страна с динамично развивающимся туризмом. Современная инфраструктура, разработанные многочисленные туристские маршруты по местам былых цивилизаций привлекают все большее число туристов из многих стран мира. Россия в этом списке стоит на одном из первых мест.

   Культурное наследие хеттов, Римской империи, Древней Греции, Персии, Византии делают Турцию очень интересной для посещения.

   Вместе с тем, в этой стране имеется регион, который оказался по некоторым причинам несколько в стороне от туристских маршрутов, но имеющий большой туристский потенциал.  

   Все больший интерес в мире вызывает культурное наследие северо-восточного региона Турции, практически совершенно неизвестное российскому читателю и туристу. Это связано с отсутствием рекламных кампаний этого района. К сожалению, в рекламных материалах, предлагаемых на российском туристском рынке, этот регион практически не предлагается. В ряде литературных источников указывается, что в Турции существуют несколько районов, закрытых для массового туризма. Одним из таких районов является регион, который имеет прямое отношение к культурному наследию одного из христианских народов - грузин и страны Грузии. 

   В целом, за пределами нынешних границ Грузии сохранилось много грузинских памятников. Не только в Турции, Азербайджане, Армении, Дагестане, в  целом на Северном Кавказе, но и далеко за историческими границами Грузии, в таких странах как Болгария, Сирия, Палестина. 

   Северо-восток Турции обладает богатейшими культурно-историческими ресурсами с точки зрения развития экскурсионно-познавательного, религиозного и этнического туризма.  

   Культурно-исторические ресурсы - совокупность памятников материальной и духовной культуры, созданных в процессе исторического развития данной территории и являющихся объектами туристского интереса. 

   Информация о культурно-исторических ресурсах северо-востока Турции в современной российской учебной и научно-популярной  литературе по туризму практически отсутствует, в отличие от культурно-исторических ресурсов других туристских регионов Турции.

   Итак, рассмотрим более подробно памятники грузинского культурного наследия, которые теперь находятся на территории Турции и составляют основу культурно-исторического наследия северо-восточного региона этой страны.

   Регион, раскинувшийся на северо-восточной части нынешних границ Турции, по сути, представляет собой земли исторических древнегрузинских провинций Юго-Западной Грузии, известные под сокращенным названием «Тао-Кларджети», с богатой историей и культурой, населенные издревле грузинами.

   Если говорить об особой важности и знаменательности этого региона для Грузии, то следует отметить три аспекта, определяющих это значение.

   1.  Христианство в Грузию впервые проникло именно этим путем. 

   2.    Здесь был заложен фундамент единого Грузинского государства.

   3.    В этих местах были созданы важнейшие памятники грузинской культуры, относящиеся к церковному и светскому зодчеству, к духовной литературе, монументальной живописи и ювелирному искусству.

   Каждому грузину очень дорог этот край. В буклетах, распространяемых Министерством туризма Турции, об этом регионе упоминается лишь вскользь, на туристских картах этот регион не указывается вообще или указывается очень схематично.  

   Этот край, благодаря многовековой упорной борьбе и своему географическому положению бережно хранил свою национальную и культурную сущность. В XII веке до н.э. на этой территории возникло одно из первых (наряду с Колхидой) государственных образований грузинских племен – государство Диаохи, хорошо известное по ассирийским и урартийским источникам.

   Еще в своей книге «Аннабис» Ксенофонт, после путешествия греков через эти места, упоминал грузинское население края - таохов, как мужественных и отважных защитников своей свободы. 

   Позже территория с VI в. до н.э. входит в знаменитое Колхидское царство, в котором побывали аргонавты, пораженные его культурой и величием.

    В IV в. до н.э. с центром в Восточной части Грузии, возникло хорошо известное древнегрузинское Иберийское (Картлийское) царство. Рассматриваемый нами регион с грузинским населением не был оставлен за его пределами, а составил одну из его областей, так называемую в летописях Земо Картли (Верхняя Картли).         

   Начиная со времен расширения границ Римской Империи на восток и появления затем Византийской Империи регион попадает временно в пределы последней.

   По летописным источникам в Юго-Западной Грузии, известны древнегрузинский город-центр Артануджи и культурно-религиозный центры Опиза, Анчи и другие. Заботу об их укреплении и развитии проявлял знаменитый грузинский царь Вахтанг Горгасал (груз. Горгасали) (V век н.э.). 

   В начале IX века в Юго-западной Грузии, в эпоху феодальной раздробленности, возникает, хорошо известное по различным источникам, грузинское Тао-Кларджетское (Картвельское) царство с центром в Тао, ведущее свое название от наименования грузинского племени таохов. Царство составляли провинции: Тао, Кларджети, Шавшети, Кола, Артаани, Ачара (Аджария), Джавахети, Тортуми, Спери, Имер-Хеви, Самцхе и некоторые другие.

   Основателем царства, после прибытия из Тбилиси, является Ашот Багратиони, положивший начало знаменитой грузинской династии, происходившей из грузинской провинции Спери, нынешний Испир в Турции.   

   После прибытия Ашота Багратиони начинается небывалое возрождение края, пострадавшее ранее в результате нашествия арабов.  

   Также возрождение этого региона связано с именем св. Григола (Григория) Хандзтели (749-851) и его учеников, которые начали уже в конце VIII века в огромных масштабах монастырское движение при поддержке светских властей, которое в итоге привело к возведению огромного количества храмов, имеющих выдающееся,  мировое значение. Монастырско-церковное возрождение повлекло за собой основание новых и восстановление старых монастырей, которые с самого начала стали мощными очагами грузинской культуры.

    Из этого региона вышли великие деятели, которые в дальнейшем основали в Византии, Палестине, Сирии грузинские монастыри, ставшие крупными очагами культуры и духовности. Примерами могут явиться Крестовый монастырь в Иерусалиме и монастырь на св. горе Афон, которые являлись для своего времени не только культурными центрами, но и имели общегосударственное политическое значение.

   Среди первых владельцев царства Тао-Кларджети особо выделяется видный политический деятель 2-й пол. X века, лидер всего Кавказа тех времен, основатель объединенной грузинской монархии, Давид Курапалати (скончался в 1001). С его именем связано строительство многих значительных архитектурных памятников в этом регионе (Ошки, Хахули, Пархали, Отхта и др.).

   Поражает обилие и красота этих памятников, многие из которых сегодня находятся в плачевном состоянии.

   В этом регионе имеются  храмовые сооружения, церкви и монастыри,  хорошо известны е под названием Бана, Хахули, Ишхани, Ошки, Олтиси, Панаскерти, Экеки, Таоскари, Калмахи, Пархали (в Тао). Севернее расположены – Опиза, Хандзта, Анчи, Парехи, Мере, Даба, Джмерки, Порта, Долискана, Баратети, Берта, Тбети, Схалтба, Занави и другие. Все эти сооружения необыкновенно красивы, и знаменуют собой очередную высоко культурную ступень достижений грузинской национальной архитектуры, являясь шедеврами искусства. Однако многие храмы сегодня требуют срочной реставрации.

   Известный грузинский писатель Г.Леонидзе писал: ''Великим трудом отличались наши предки. Поглядите вокруг - нет в нашей стране ни одного холма, на котором не виднелись бы храм, крепостная башня или замок. Много пота пролили наши предки''. Эти слова можно с полной уверенностью отнести и к этому региону.

   Здесь работали выдающиеся представители грузинской феодаль­ной общественности и культуры – уже упоминавшийся выше Григорий Хандзтийский (Григол Хандзтели), Серапион и Басиль Зарзмели, Георгий Мерчули, Арсений Сапарели, Дачи, Григол Ошкели, известные гимнографы Иоанэ Мтбевари, Микель Мод-рекили (из Ошки), Иоанэ Конкозисдзе и другие. Отсюда были родом знаменитые деятели Афонской грузинской лавры – победитель мятежного полководца Варды Склира Торникэ – спасший Византийскую империю в трудную минуту, Иоанэ и сын последнего, один из самых выдающихся представите­лей древней Грузии – Евфимий Ибер, или Афонский. Здесь созданы такие блестящие памятники древнегрузин­ской церковной письменности, как жития Серапиона Зарзмели, Григола Хандзтели, Гоброна-Микеля и других. Тут переписывались и создавались новые рукописи, осуществлялись переводы, создавались миниатюры и др. Недаром этот край именовал­ся в те времена «Грузинским Синаем».   

   На рубеже X – XI веков происходит объединение всех грузинских феодальных царств, а именно Тао-Кларджетское царство объединяется сначала с Абхазским царством со столицей в древнегрузинском городе Кутаиси, а позже и с Кахетинским царством, что привело, в итоге, к политическому объединению Грузии и созданию мощной монархии, во главе с династией  Багратиони. Примечательно, что после этого, воины из Тао-Кларджети, составляли всегда авангард в войске Грузии, являясь одной из его самых боеспособных частей. Следует также не забывать очень важную деталь, что уже с середины XI века и на протяжении последующих веков,  Грузия остается единственным христианским государством на Кавказе, дающая отпор иноземным ордам. А албанские и армянские христианские царства на Кавказе, к сожалению, навсегда исчезли под натиском иноземных завоевателей.   

   Окончательное, политическое объединение Грузии привело к дальнейшему еще более интенсивному развитию грузинской культуры и искусства. Возводятся замечательные архитектурные сооружения по всей Грузии, ныне внесенные (на территории нынешней Грузии), в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, активно развиваются фресковая живопись, духовная и светская литературная деятельность, также получают бурное развитие иные направления грузинского искусства. Вскоре Грузия вступает в так называемый «Золотой век», который дал миру «Витязя в тигровой шкуре» великого Шота Руставели, предвосхитившего эпоху возрождения. К XIII веку, при правлении царицы Тамар, Грузия достигает своего наивысшего политического могущества, став самым мощным и сильным государством во всей Передней Азии, являясь надежным бастионом для христианства. Даже спустя многие века, русский царь Иван Грозный воодушевлял своих воинов ратными подвигами грузинской царицы Тамар.

   Однако, из-за многочисленных последующих иноземных нашествий, произошло ослабление и в XV веке политическое раздробление Грузии. Несмотря на это, вся Грузия готовится к походу для освобождения Константинополя (Стамбула) от турецких завоевателей, обязавшись выставить 100 тысяч грузинских воинов, однако поход не был поддержан европейскими правителями. При этом, уже с середины ХVI века, началось завоевание турками Юго-Западной Грузии. После проведенной в этих местах переписи на момент начала завоевания тогда насчитывалась 1161 грузинская деревня. Постепенно этот процветающий край, с многочисленными вековыми духовно-культурными центрами грузинского народа приходит в упадок. На протяжении всего времени после завоевания уничтожались памятники грузинского искусства и наследия, многочисленные храмы, монастыри, рукописи и т.д., превращаясь в руины и пепел. Из-за невыносимых условий, созданных турками, грузинское население края стало покидать край, а оставшиеся грузины подверглись в значительной части насильственной исламизации. Большое число грузинских православных храмов было переделано в мусульманские мечети.    

    С 1878 года, после русско-турецких войн на Кавказе, в которых участвовало грузинские народное ополчение, край входил в пределы Российской империи. 

   В 1918-1919 годах, уже в период Грузинской Демократической Республики, повторно пришлось освобождать край от контроля Турции. В это время заключаются международные договоры, признающие бесспорное право Грузии на эти территории. Таким образом, край, который так дорог грузинам был возвращен.

   Однако, после трагических событий 1921 года и установления в Грузии советской власти, по навязанному для Грузии Карсскому Договору от 1921 года, исторические грузинские земли (провинции Тао, Кларджети, Артаани, Шавшети, Кола и др.) были отделены от Грузии и по договоренности переданы Турции. После этого, коренное грузинское население этих мест, подверглось выселению во внутренние районы Турции, а именно в Анатолию.     

   В ХХ веке турецкие власти, к сожалению, продолжали политику стирания следов культурно-исторического наследия грузинского народа, подрывая и разрушая храмы. Так, например, в 60-х годах были взорваны многовековые духовно-культурные центры,  в частности, монастырские комплексы  Опиза и Тбети. 

   До сих пор продолжается процесс изменения грузинских наименований и топонимики, а также не останавливается политика насильственной ассимиляции, в том числе и языковой,  оставшегося грузинского населения и близкородственных им лазов, и преследования лиц, которые хотят сохранить грузинскую культуру.

   Итак, в Турции имеется очень богатое архитектурно-культурное наследие грузинского народа. Не имея возможности из-за размеров статьи рассмотреть все памятники грузинского зодчества, мы остановимся лишь на некоторых из них.  

    Хандзта. Средневековый монастырь, важный культурный центр в исторической провинции  Юго-Западной Грузии –  Кларджети. Хандзта был основан Григолом Хандзтели. Первоначально в VII-ом веке была построена деревянная церковь, а позже при поддержке местного феодала Габриэла Дапанчули был воздвигнут каменный монастырь (архитектор Амона). Эриставт эристави (князь всех князей) Ашот Кухи (умер в 918 г.) обеспечил строительство деньгами. Окончил строительство эриставт эристави  Гурген IV (умер в 914 г.). Монастырь Хандзта приобрел окончательную форму и вид в918-941 гг.

   Монастырь стал важным культурно-образовательным центром с самых первых дней своего существования. На традициях монастыря были взращены такие выдающиеся личности, как Арсен I (Арсен Великий, Арсен Сапарели), Ефрем Мацкверели (IX в.) и Макар Лететели. Здесь жили и работали писатели и каллиграфы Гиорги Мерчуле, Мосе Хандзтели (XI в.), Стефане (XII-XIII вв.) и многие другие. 

   В настоящее время храм находится в плачевном состоянии, так как каменная облицовка сооружения во многих местах отбита и снята. 

   Бана. Грандиозный храм Бана находится в провинции  исторической Юго-Западной Грузии - Тао, в бассейне реки Чорохи, километрах в 70 к западу от Карса (Кари).  

   Храм, круглый в плане, стоит на вершине отдельного невысокого холма, тоже круглого в плане, являющегося как бы основанием для храма.  

   Сам храм представляет сложную композицию, в которой центром является высокий тетраконх. Слово "тетраконх" произошло слово от ''тетра'' (четыре) и ''конха'' (от греч. kónchе — раковина), что означает полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи широко использовались как в римском,  византийском, так  и в грузинском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхе нередко помещались мозаики или росписи с изображением Христа, богоматери, христианских святых.   

   Диаметр храма по наружным стенам – 38 метров, высота храма – более 30 м. 

  Известный путешественник по Востоку Карл Кох, посетивший Бана в 1843 году, когда храм был еще цел и не обезображен пристройками, писал: "Все здание казалось снаружи как бы в форме громадного купола, поперечный диаметр которого равнялся почти высоте купола".    

   Точной датировки храм не имеет, но, исходя из грузинских летописей, предположительно может быть отнесен к IX – X  векам. 

   В настоящее время сохранились стены храма всего лишь 15 метровой высоты. Храм пострадал в результате военных действий, во время русско-турецкой войны, когда был превращен турками в военный склад.

   Есть замечательное стихотворение Григола Джулухидзе ''Монолог  развалин храма'', которое начинается словами, подходящими почти ко всем храмам этого региона. ''О, как сиял я - неприкосновенный, участвовавший в битвах роковых, благословлявший, сам благословенный людскою верой и делами их''. 

    Ошки. Величественный храм Тао-Кларджеского царства, по одним данным был возведен между 958 и 996 годами, по другим убедительным доказательствам - в 963-973 гг.  

   Он не менее, если не более, грандиозный, чем храм Бана, до сих пор стоит на берегу ручья, впадающего в Тортумское озеро у самого его южного края  в провинции Тао. Высота храма 40 метров.

   Громадный храм Ошки, является одним из пяти, самых масштабных храмовых сооружений средневековой Грузии, наряду с храмом Бана, Кутаисским (Баграта), всемирно знаменитым Светицховели, Алаверди, но расположенным ныне, в отличие от других, вне современных границ Грузии.

   Среди грузинских архитектурных памятников храм Ошки выделяется своими архитектурными грандиозными формами, изысканными рельефами, орнаментами и многочисленными  надписями, выполненными древнегрузинскими заглавными буквами. 

    Храм возведён на специально сооружённом фундаменте с сохранившимися несколькими гробницами внутри. 

   По плану является сложной формой триконха (''триконх'' - тип средневекового восточно-христианского храма: трехлепестковый план создается апсидами, примыкающими с трех сторон к квадратному в плане внутреннему помещению) с четырьмя свободно стоящими огромными подкупольными пилонами (колоннами). К центральному квадрату, внутри которого расположены четыре сложного сечения попарно симметричного столба, примыкают три абсиды.   

   Храм имеет обильное освещение, которое создают 12 окон высокого барабана и по три окна в каждой абсиде.   

   Окна храма украшены резными навершиями, а  на стенах его расположены поврежденные скульптуры ангелов и строителей храма. Имеются декоративные ниши, а также осуществлено членение плоскостей наружных стен декоративной аркатурой.   

   Грузинская надпись на южной стене гласит, что основателями монастыря были Багратиони, владетели Тао – Баграт Эриставт эристави  и Давид Магистрос (он же Давит Курапалат), ответственным за строительные работы был Григол, барельеф которого имеется на колонне южной галереи. Курапалат - византийский титул, который носили некоторые грузинские правители в определенный отрезок истории.

   Ошки был образовательным и культурным центром в Тао. Некоторые рукописи, созданные в этом монастыре, дошли до нас. Ошкская Библия (978), хранящаяся на Афонской горе  заслуживает отдельного упоминания. В Ошки жили и работали такие выдающиеся учёные и епископы, как Григол Ошкели (X в.), Стефане Деканози (X в.), Иоанэ Чираи (X в.), переписчики Ошкской Библии – Михаил Варазвачесдзе, Стефане Мцерали, Гиорги Геласисдзе, Габриэл Ошкели (XI в.) и многие другие.   

   В конце XVII века один из приделов храма был приспособлен под мусульманскую мечеть. Мечеть была встроена в юго-восточной части. В конце 80-х гг. прошлого века мечеть вынесли из храма, т.к. была построена новая мечеть.  

   В результате научной экспедиции в ноябре 2003 года в этом храме было совершено великое открытие. 

   Еще в 1973 году, когда мечеть являлась действующей, была обнаружена надпись, сделанная краской, в которой отмечалась дата начала строительства храма -25 марта (день Благовещения) 963 года и упоминались строители храма. Сегодня этой надписи, к сожалению, уже не существует.

   В ходе работ из ямы были извлечены стелы. После того, как они были очищены, стали видны надписи, помещенные на  стороне одной из них, которые посвящены Давиду Курапалату и изображение головы мирянина, Левый край стелы целиком покрыт высеченной заглавными буквами надписью из 33 строк. На другой стеле оказались изображение Иоанна Крестителя и одного из старейшин старейшин (эриставт эристави).

  На обеих стелах были обнаружены 16 надписей, которые не только детально сфотографированы, но установлены их тексты. Содержание самого длинного текста начинается с обращения к Иисусу Христу, к  Богоматери и другим святым.

   Стелы имеют мемориальное значение, т.к. установлены на могилах строителей храма Ошки. С точки зрения искусствоведения, они представляют большой интерес, т.к. имеют сечение на камне с портретами выдающихся деятелей и сохранились почти в первозданном виде.

   Найденный в ходе работ материал имеет палеографическое и эпиграфическое значение, т.к. найденные памятники являются датированными, выполненными с необычной каллиграфической красотой и способными создать основу для датирования других, недатированных памятников.

    Хахули. Монастырь, расположенный в Тортумском ущелье (Тао). Главная постройка монастыря, сооруженная, судя по литературным источникам, во второй половине Х века, представляет собой центрально-купольный крестообразный храм с тремя восточными абсидами и удлиненным западным рукавом. Храм сохранился без значительных переделок, имеет поздние пристройки. Камни облицовки двух тонов, местами подобраны в узор. Храм богато украшен резьбой, крыт глазурованной черепицей. В храме сохранились фрагменты фресковой росписи. На стенах храма расположены скульптурные изображения. В свое время Храм Хахули был переделан в мусульманскую мечеть и ныне известен в Турции, под измененным названием «Хахо килисеси». В Музее искусств Грузии в Тбилиси находится Хахульская икона Богоматери (триптих) - уникальное произведение средневекового искусства. Триптих задуман как обрамление вкладной эмалевой иконы Богоматери (X в.). Икона имеет чеканный оклад из золота, створки из позолоченного серебра. Сам триптих был изготовлен в первой половине XII в., украшен драгоценными камнями и эмалями. Высота 147 см, ширина с рскрытыми створками 202 см. 

   Пархали. Храм Пархали находится в Испирском ущелье (Тао). Это большая одноабсидная трехнефная базилика с жертвенником и дъяконником. Крыта тесанной каменной лещадью. Построена базилика в Х веке (в Пархальском Евангелии есть приписка 973 года писца Иоана Берая, пожертвовавшего написанную им книгу построенному незадолго перед тем Пархальскому храму). Позднее были пристроены нартексы с юга и запада. Нартекс (позднегреч. narthex), т.е. притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. Храм сохранился без значительных переделок. В нем имеются фрагменты фресковой росписи.

   Грузинский православный храм Пархали был также переделан в мечеть, сохранившись в хорошем состоянии. В настоящее время известен в Турции  как «Бархал килисеси». 

   Ишхани. Храм Ишхани находится в крайней юго-западной провинции исторической Грузии Тао, севернее Тортумского озера, в долине реки Ольты-Чай, впадающей недалеко от Ишхани в реку Чорохи. Отличается великолепным исполнением резного декора на всех плоскостях стен храма, с виртуозным ее использованием при исполнении окон, порталов, арок и других частей храма. В своем роде, это один из уникальных памятников грузинской архитектуры.   

   Ишхани является храмом ІХ века, реконструированным в  Х  веке, а также основательно перестроенным в 1032 году архитектором Иване Морчаидзе, во время правления царя Грузии Баграта IV.    

    К церкви примыкает небольшая часовня, восходящая к 1066 году с резным орнаментом. Ишханский храм был культурным и образовательным центром. Некоторые записи, сделанные в дошедших до нас списках, рассказывают о литературной и образовательной деятельности ишханских учёных. Илаэрион Ишхнели (X-XI вв.) переписал собрание аскетичных работ (1035 г.) и перевёл Местийское Евангелие.

   Сегодня в относительной целостности находятся только купол и внешние стены храма. Своды провалились.  В свое время, один из приделов храма был переделан в мусульманскую мечеть. Храм ныне известен как «Ишхан килисеси». 

    Опиза. Крупный монастырь Опиза – расположенный террасами в ущелье на крутом склоне горы, существовал уже в V веке в эпоху правления великого царя Вахтанга Горгасали.  

   Храм монастыря в Опизе имеет надпись о «вторичном построении» курапалатом  Ашотом Великим (ІХ век). Архитектура храма в нынешнем виде относится к XI – XII векам.     

   Форма храма – вытянутая однонефная базилика с коротким поперечным рукавом, отнесенным к востоку (перед алтарем). Граненный низкий барабан древних грузинских храмов эволюционировал в средние века и получил широкое распространение после Опизы на всем Южном Кавказе. Барабан в Опизе круглый изнутри и двенадцатигранный снаружи, покрыт конусообразной складчатой (зонтичной) крышей. 

   В середине 60 годов XX  века, монастырь, к сожалению, был подорван.  

  Тбети. Религиозный и культурный центр в средневековой Грузии в исторической области Шавшети (Кларджети). Название Тбети (земля озёр) происходит от расположенных в этой местности небольших озёр. В X веке эриставт эристави Ашот Кухи построил здесь собор и назначил первого епископа Стефане Мтбевари (тбетская епархия включала Шавшети и часть Аджарии). 

   В XI веке епископ Саба Мтбевари построил крепость, защищая, таким образом, регион от византийской агрессии. С этих пор царь пожаловал епископу Мтбевари светскую власть – титул князя Шавшети.   

   Тбети выделялся культурно-образовательной деятельностью, активно проводимой в монастыре. Стефане Мтбевари написал известную агиографическую работу «Мученичество святого мученика Гоброна» (914-918 гг.). Некоторое количество агиографических трудов написал Иоанэ Мтбевари (X в.). Здесь жили и работали выдающиеся учёные Давит Тбели, Иоанэ Пукаралисдзе (оба X в.), Абусеридзе Тбели и многие другие. Особое значение имеет Тбетское Евангелие (995 г.). 

   В 60 годах XX века грузинский храм Тбети был взорван. 

   Интересны также храмы Долискана, Отха Еклесиа, Шатберди. 

   В настоящее время до сих пор еще не включены в Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО оставшиеся памятники шедевров грузинской архитектуры (например, Ошки, Хахули, Ишхани, Бана). Памятники грузинской культуры находятся в плачевном состоянии, процесс их разрушения не останавливается, все более усугубляясь.

  Грузинская православная церковь, Правительство Грузии в создавшейся  ситуации, пытается принять все посильные меры, (в том числе обращаясь к руководству Турции), направленные на спасение от окончательного уничтожения многочисленных архитектурных памятников грузинской архитектуры, составляющих уникальную часть наследия мировой культуры и истории. 

   Научное изучение грузинских памятников Тао-Кларджети имеет долгую  и славную историю, которая насчитывает более 150 лет.

   К сожалению, с 20-х годов прошедшего XX века изучение грузинских памятников архитектуры на турецкой территории практически запрещено или, по крайней мере, сильно затрудняется. Так, например, в Тао-Кларджети, армейскими властями Турции было запрещено фотографирование, которое продолжалось даже в 90-х годах XX века.

   Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве, подписанный между Грузией и Турцией в 1993 году, а также соглашение о туризме 1994 года, предоставляют возможность грузинским ученым непосредственно на месте ознакомиться и изучить памятники Тао-Кларджети. Действительно, в 90-х гг. прошлого и в начале нынешнего века специалистам уже несколько раз удалось посетить памятники Тао-Кларджети. Поездки имели как туристический характер, так и статус научной экспедиции.

   В начале нового тысячелетия турецкими учеными началось исследование грузинских памятников церковного зодчества. Была создана Тао-Кларджетская экспедиция по исследованию грузинских храмов, находящихся на территории современной Турции. Данная экспедиция - первый случай финансирования турецким государством подобных исследований.

   Хочется надеется, что памятники грузинского культурного наследия на территории современной Турции будут включены в туристские маршруты и найдут большое число поклонников и почитателей во всем мире. 

   Литературные источники:

   1.     Архитектура Грузии (в восьми томах). Институт истории грузинского искусства имени Г. Чубинашвили Академии наук Грузии. Аахенский политехнический университет.1993-2006 гг.

  2.    Силогава В. О древностях Тао-Кларджети. Ошки. ТГУ им. Ив.Джавахишвили.

  3.     Хуцишвили Г. Тбилиси. Через века и годы. Тб.: Сабчота Сакартвело, 1983

Последнее обновление ( 06.04.2008 г. )
 
« Пред.
 
 
 
 
Кто Вы по национальности?

Последние новости
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
11 гостей

 
 
 
Design by
© 2009 Молодежное движение Лазарэ
- свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!