Глава Чеченской республики (ЧР) Рамзан Кадыров подтвердил, что на территории Восточной Украины воюют чеченцы, однако не батальон, а всего на всего 14 человек, среди которых есть бывшие военные. «14 чеченцев появились в Донецке, и уже столько шума подняли. А если туда батальон отправить, то представьте, что будет?», — то ли в шутку, то ли всерьез заявил Кадыров в субботней программе «Вести с Сергеем Брылевым» на одном из российских федеральных телеканалов. И тут же добавил, что в случае соответствующего приказа в Украину на войну готовы отправиться 74 тысячи добровольцев из Чечни.
То, что на стороне сепаратистов и террористов на Востоке Украины воюют представители народов Кавказа, ранее подтверждали многочисленные видеоролики. В некоторых сюжетах боевики неславянской внешности открыто заявляли, что прибыли из Чечни. На одном из таких видео в центре Донецка запечатлен КамАЗ с надписью «Восток». В СМИ сразу увидели связь с одноименным батальоном чеченцев, действовавшим в России более 6 лет назад. Да и некоторые бородатые «пассажиры» КамАЗа с акцентом не скрывали своего происхождения. Позже премьер так называемой Донецкой народной республики Александр Бородай попытался исправить ситуацию и заявил, что «Восток» составляют лишь местные ополченцы.
Итак, кто же воюет против Украины на стороне боевиков, есть ли среди них выходцы из Чечни и на чьей стороне чеченцы, проживающие в Украине. Председатель Всеукраинской общественной организации (ВОО) «Диаспора чеченского народа» Салман Садаев в интервью «Главкому» утверждает, что далеко не все кавказцы, воюющие на Донбассе могут быть чеченцами. Кроме того, глава диаспоры выражает негодование тем, что украинские СМИ и власть всех «кавказцев» записали в чеченцы, придав им негативный образ террористов-головорезов.
Разговор с Салманом Садаевым состоялся еще до последнего заявления Рамзана Кадырова о присутствии в Украине 14 чеченских добровольцев, которое, по сути, стало первым официальным признанием присутствия в нашей стране боевиков из Чечни.
В конце прошлого года, когда в Киеве только начались протесты, ваша организация заявила, что остается политически нейтральной. С тех пор много воды утекло. Протестующие добились смены власти. Вы сами приходили на Майдан, в то же время Кремль и руководство Чеченской республики явно не на стороне новых украинских властей в Киеве. Сейчас вы уже поддерживаете то, что произошло в Украине?
Мы поддерживаем украинский народ. Наша позиция в этом плане не изменилась. А украинский народ сегодня неоднородный. Имеется в виду, что нет единого видения вектора развития страны. Чеченцы живут в разных регионах Украины и, также не едины в своих взглядах. Мы неотъемлемая часть украинского общества, но нас воспринимают как приезжих. Поэтому руководство ВОО «Диаспора чеченского народа» заняло, на наш взгляд, единственно правильную, нейтральную позицию. Мы за единую, неделимую Украину, не ассоциируем себя ни с одной стороной конфликта и не делаем громких политических заявлений. А мое посещение Майдана было желанием получить объективную информацию, о происходящих процессах, из первых рук.
Рамзан Кадыров некоторое время отрицал, что в числе боевиков, принимающих участие в боевых действиях в Украине, есть чеченские подразделения. В то же время многие журналисты, местные жители, демонстировали доказательства, что представители Чечни все же на Донбассе есть. Зачем же было отрицать явные факты?
Мы ничего не отрицаем и не подтверждаем. Это не наша функция. ВОО «Диаспора чеченского народа» является организацией, которая работает в законодательном поле Украины и занимается исключительно национальными, культурно-просветительскими, правовыми и миграционными вопросами чеченцев, проживающих в Украине. Мы сознательно не хотим заниматься политикой и просим всех не втягивать чеченцев в политические процессы. Одновременно мы понимаем, что остаться совершенно вне политики нам не удастся. Потому что, если мы не будем в какой-то мере пояснять нашу позицию, то за нас это будут делать другие, что, в общем-то, и происходит.
Что мы имеем на сегодняшний день? Насколько я знаю, Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявлял, что на востоке Украины нет «чеченских подразделений», но он не исключил нахождение там людей, которые могут там находиться по личному желанию. Это для нас официальная информация, на которую мы ссылаемся. Информация, которую я сегодня вижу в Интернете, не дает мне возможности, с высокой степенью достоверности, однозначно идентифицировать присутствие там чеченцев. Хотя я могу ошибаться и, теоритически допускаю, что они могут там быть. Аргументирую я это тем, что не слышал ни в одном ролике, хотя бы случайно произнесенное чеченское слово, например. Также вызывает вопросы акцент говорящих на русском языке якобы чеченцев. Кроме этого, возьмите батальон «Восток», который ассоциируют как чеченский. Но вижу там много славянских лиц в «кубанках» и, наконец, особенно часто показывают человека, на голове которого «пес» (чеченский религиозный головной убор «Главком») с сигаретой в зубах, что не соответствует менталитету чеченца.
По большому счету, нам не интересно, присутствуют ли там чеченцы и сколько их. Нам интересно разобраться, почему из всего множества потенциально возможных участников вооруженного конфликта, выдергивают чеченцев и муссируют эту тему. Мы считаем это недопустимым. Мы можем так далеко зайти и спровоцировать межнациональные конфликты как внутри общества, так и за его пределами. На наш взгляд, мы можем говорить об очевидных фактах: о том, что с территории России в Украину незаконно заходят вооруженные люди, которые противостоят официальной украинской власти, ее вооруженным силам и правоохранительным органам. Причем официальные российские власти не признают их своими. Их можно называть как угодно: террористами, диверсантами или наемниками, но нельзя политические конфликты проецировать на межнациональные отношения. Кто-то задастся вопросом, а нет ли там самих украинцев?
Мы исходим из того, что у террористов нет национальности. Если мы хотим построить правовое демократическое государство, признающее общечеловеческие, европейские ценности, то должны признать, что мы все, украинцы разного происхождения, есть единая нация.
Но ведь на прибывшем в Донецк КамАЗе с надписью «Восток» люди с кавказской внешностью открыто говорили, что они из Чечни. Может, в связи с событиями на Донбассе батальон возрожден?
Насколько мне известно, батальон «Восток» был расформирован в 2008 году. Вот это еще один вопрос, который заставляет задуматься. Если предположить, что кто-то хочет скрыть присутствие чеченцев на Востоке Украины, зачем тогда так демонстративно ассоциировать себя с этим формированием?
Вооруженные боевики – это наемники?
Насколько я знаю, их называют по-разному: террористы, диверсанты, наемники, боевики и т.д. Но официальная российская власть не подтверждает, что они представляют какие-то вооруженные подразделения.
Но ведь от «зеленых человечков», якобы «ополченцев» в Крыму Путин также сначала открещивался, не так ли? Но потом гордо признал, что это его люди…
Но в Крыму были военные регулярной армии. В какой-то мере это можно объяснить тем, что на полуострове, согласно договору между Россией и Украиной, был размещен Черноморский Флот РФ. То есть эти войска находились в Крыму официально. На Востоке Украины совсем другая ситуация. Здесь нет регулярных войск. Есть разношерстная публика, в разной экипировке, они по-разному выглядят. Это точно непрофессиональные военные.
Лично у вас не возникало желание поехать на Восток Украины, найти чеченцев, и разобраться в ситуации?
Наша позиция как организации ясна. Если там есть такие люди (боевики, наемники – «Главком»), которые неофициально пересекают нашу границу, то мы осуждаем их, осуждаем то, что они делают. Я не говорю о том, к какой национальности они принадлежат. Имею в виду всех. Я не вижу смысла туда ехать и общаться. Это не моя функция, выяснять, есть такие люди, или нет. Кому это нужно, пусть едут и выясняют. Ведь мы организация, которая не занимается разрешением политических проблем.
Но ведь «шум», который поднимается вокруг чеченцев, в первую очередь сказывается негативно на репутации украинских чеченцах, интересы которых представляет ваша организация, не так ли?
Вот поэтому мы иногда и даем наше видение существующих проблем, разъясняем нашу позицию.
Как относятся к чеченцам в разных регионах Украины?
В разных регионах Украины по-разному видят выход из тех или иных проблем. И к чеченцам отношение разное. Многие годы наша диаспора работает над развенчанием негативного образа чеченца, который по разным причинам сформировался еще в 90-е годы.
Проблема состоит не в наличии, или отсутствии чеченцев на Востоке Украины. Кому-то очень выгодно представлять в таком свете именно чеченцев. Я звонил своим знакомым в восточные регионы, так они рассказывают, что на Востоке Украины очень много представителей разных национальностей. О наличии там чеченцев мне никто не говорил.
Попробуйте разобраться, кому выгодно говорить в таком ключе именно о чеченцах. Складывается впечатление, что власти навязывают это журналистам. А журналисты, в силу специфики своей работы, подхватывают это. Им нужно что-то горячее, им нужно что-то показать. Здесь пахнет и ксенофобией, и разжиганием межнациональной розни и так далее. Почему-то никто на это не обращает внимание. Все только и говорят, что чеченцы-чеченцы.
У нас создается впечатление, что украинский политикум почему-то заинтересован в нагнетании обстановки именно в отношении чеченцев. Чиновники из МВД заявляют все время, что на Востоке чеченцы и представляют специально смонтированный фейковый видеоматериал, мол, чеченцы в Славянске. Демонстрировалось даже видео, где выступает чеченец, который поздравляет Рамзана Кадырова с 29-летием. Но ведь это абсурд, поскольку Кадырову 37 лет.
Сколько чеченцев в Украине, в каких регионах проживает большинство из них?
Проживают чеченцы преимущественно в Киеве и Одессе. Членами нашей организации являются около 1000 человек, а всего чеченцев в Украине около 5-6 тысяч человек.
Недавно все СМИ облетела новость, что Рамзан Кадыров лично поспособствовал освобождению сотрудников телеканала LifeNews, которых вывезли в Россию на его личном самолете. Как ему удалось?
Я не комментирую действий Кадырова. Очевидно, была какая-то договоренность с силовиками Украины. Но в чем она заключалась – я не знаю. Всегда, когда есть сложности в отношениях двух стран, можно договориться по отдельным конкретным вопросам. Я не считаю, что задерживать журналистов, с чьей бы стороны они не были, – это лучший вариант. Если официальные власти пошли на встречу в решении этого вопроса, почему бы и не освободить журналистов.
Кто может повлиять на боевиков, иностранных наемников, которые воюют на Востоке Украина, чтобы они уехали из нашей страны?
Естественно, политики влияют на этих людей. Раз они там появились, значит, были причины на это, но роль чеченцев в том, что происходит, абсолютно никакая. Я это говорю однозначно. Чеченцы не причем в проблемах между Россией и Украиной. И дело не в том, кто там присутствует, чеченцы, дагестанцы, украинцы, или русские. Причина лежит в определенном конфликте между Украиной и Россией. Хотя, конечно, причина и внутриполитическая в сложившейся ситуации тоже есть. Но дело вовсе не в чеченцах.
Рамзан Кадыров может повлиять?
Этого я не знаю
На это повлиять может только президент России Владимир Путин?
Мне кажется, Российская Федерация может на это повлиять. Потому что вооруженные люди заходят именно с Российской Федерации. Я вам так скажу: как только будет достигнута договоренность между высшим руководством Украины и России об урегулировании конфликта между государствами, то конфликт будет исчерпан. Это глубокий политический межгосударственный конфликт, который не сегодня начался. И сводить его к присутствию в Украине чеченцев – это нечестно. Не в этой плоскости лежит конфликт. В этой стране президент предал свой народ, интересы своего государства, полностью развалил страну. Он уехал и организовывает провокации против своего государства из-заграницы. И теперь кто-то хочет сказать, что в этом виноваты чеченцы?
Зависит ли ваша позиция от мнения Рамзана Кадырова, или вы независимы?
Конечно, я не могу сказать, что мы не корректируем свои заявления. Естественно, принимаем во внимание то, как их могут воспринять в Чеченской Республике и России. Мы все свои заявления взвешиваем, поскольку Чечня наша историческая Родина, у нас там родственники, мы часто ездим туда. Да, наша позиция отличается от той, которая у чеченцев в Чечне, или россиян в России. Мы живем в разных реалиях, в разных информационных пространствах.
Доносите ли вы свое мнение, к примеру, руководству Чечни, интересуются ли они вашим мнением?
Глава Чеченской республики по нашему приглашению направляет к нам руководителей министерств культуры, по национальной политике, образования и науки, по делам молодежи и других, но каких-либо политических или административных контактов мы не имеем.
Нужны ли такие контакты, в каком виде они могут быть?
Да, нужны и мы готовы для любых контактов с представителями нашей исторической Родины. В то же время, говоря об официальной позиции Чеченской республики, мы не должны забывать, что она является субъектом Российской Федерации, в котором действуют российские законы. Есть государственная политика России по тому, или иному вопросу. У Главы Чеченской Республики в Украине есть помощник по внешним связям Рамзан Цицулаев, к которому можно обращаться по тем или иным комментариям.
беседовал: Михаил Глуховский,
Источник: http://glavcom.ua/articles/19922.html
Добавить комментарий