Главная arrow Лазарэ info arrow Коментарии от Лазарэ arrow Черты мелодраматичности в комедиях ГЕОРГИЯ ДАНЕЛИЯ

Внимание! Для лиц, насильственно перемещённых из Абхазии и Цхинвальского региона!

 
 
Главное меню
Главная
СМИ о нас
Новости
Грузия
Православная Грузия
Публикации
О нас
Лазарэ info
Свободное перо
Объявления
Друзья
Форум
Телевидение
Радио
Видео
Гостевая
Реклама
Грузины в России
Online - Выставки
Вопросы
Вопросы консулу
Вопросы отцу Максимэ
Вопрос психологу
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

 
 
Праздники сегодня
 
 


 
 
 
 
Черты мелодраматичности в комедиях ГЕОРГИЯ ДАНЕЛИЯ Печать E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
Автор Лазарэ-info / Майя Хасая   
07.02.2008 г.

    Комедии кинорежиссера Георгия Николаевича Данелия часто включают в себя черты драмы или мелодрамы. Таковыми являются «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон».

    По мнению драматурга Резо Габриадзе, «смех у Данелия - это всегда мысль, и грусть, и поэзия; его смех - порой легкий, порой горький, но никогда не бывает злым…»

   В картинах Георгия Данелия соединяются счастье и горе, трагизм и смех, но они не просто смешат и печалят, не просто увлекают зрителя остроумием мысли, прекрасной игрой актеров, они заставляют задуматься о смысле бытия.

   «Мы оказываемся в особом мире, именуемом комедией, где приняты свои законы и нормы, где действует особая логика человеческих отношений и нравственных оценок. Здесь может быть весело, когда больно герою, и грустно, когда он счастлив».

   Картины Данелия трагикомичны, как трагикомична жизнь по своей сути. В своих фильмах режиссер относится не только к герою, но и к жизни.

   В фильмах Георгия Николаевича не может быть только смешно или только грустно - есть грустный юмор. Если же речь идет о серьезном, то юмор становится вдвое грустнее. 

   «Мимино». 

   Главная тема фильма «Мимино» – любовь к далекой Родине, любовь к своим корням. Она и делает эту комедию печальной.

   Незадолго перед премьерой «Мимино» режиссера спросили, о чем его новый фильм. Он ответил: «…мой герой, кажется, достиг всего. Отличная работа. Москва, прекрасное положение… но, как магнит, его тянет к себе маленькая родная деревушка, сельский аэродром… о чем это? Может быть, о человеке, который не успокоился, сумел вернуться к самому себе? Может быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном осязаемом уголке родной земли?» 

   «Мимино» - фильм о трагизме жизни и ее великолепии одновременно. Валико Мизандари, по прозвищу Мимино, что по-грузински значит , решается покинуть родину, чтобы воплотить свою мечту (управлять большим авиалайнером и летать за границу СССР) в реальность…

   Мимино приходится пройти через огонь и воду, обиды и огорчения, но он достигает своей цели. Однако, открытый и доброжелательный к людям, Валико чувствует себя неуютно в «чужой» стране. Ведь действительно, Родину не заменит ни одна другая страна, как бы тепло она ни приняла человека. Даже на суде (встретив давнего врага - мужчину, соблазнившего его сестру, Мимино устраивает в его квартире лёгкий погром, за что попадает на скамью подсудимых) господин Мизандари чувствует себя одиноким. Перед судом он предстает как человек застенчивый, молчаливо соглашающийся на показания свидетелей, лицо его полно неуверенности, страха и желания быстрее уехать домой. Он сделал то, что должен был сделать настоящий мужчина, он готов нести ответственность, но судьба для него распределяется по-другому, его спасает от тюрьмы молодая и энергичная Светлана Георгиевна (адвокат подсудимого). То, что его внутреннее самолюбие и гордыня не позволяла сказать, Светлана Георгиевна разузнала и поведала судье причину «личной неприязни» господина Мизандари к потерпевшему. Его жизнь за границей определяется добрыми и бескорыстными людьми, такими же, как сам Мизандари, по случайности судьба почему-то сводит его с такими людьми, что позволяет ему справляться с жизненными проблемами приезжего. Но, несмотря на все это, мысли о родных краях не покидают его…  

   Так, Мимино отчаянно по-мужски воплотив свою «красивую мечту», так же по-мужски решительно и отбросил её, когда понял, что счастье обитает не за горизонтом, а в сердце человека, если его любят и ждут, и возвращается домой, в Телави, к своим родным и близким.

   Это надо смотреть – «я так думаю». Не говоря уже о замечательной песне «Чито-гврито» («птичка-невеличка»): «Ме ра мамгеребс, удзиро зеца замбахис пери…» (Что заставляет меня петь, бездонное небо цвета ириса). В этот момент сердце сжимается и трудно удержать слезу… 

   «Афоня».

   И в фильме «Афоня» четко видна реальная жизненная фактура. Жизнь очень часто бывает несправедливой по отношению к людям.

   Вот почему, так случилось, что обаятельный, остроумный парень Афоня, мечтавший поражать людей своими делами, оказался пьяницей, изнутри пустым, никому не нужным. Лично Афоня всем безразличен - он требуется лишь как обезличенный сантехник. Именно такое обращение к нему и довел его до такого состояния, что он кроме выпивки и интрижек с женщинами, ничего в жизни не видит.

   Печальна судьба Афони. Но легкомысленная натура не оставляет ему времени на тяжкие раздумья над смыслом жизни.

   Несмотря на его образ жизни, душа у Афони, все-таки добрая. Деньги-то он вытягивает с людей, но тратит их безрассудно, в отличие от других - даже телевизора у него нет, и в комнате неуютно и голо. Несмотря на то, что Афоня почти пропавший человек, он ещё пытается стать иным, хотя бы в придуманном им самим мире. И не хочет быть просто Афоней Борщовым, слесарем-сантехником ЖЭК, обыкновенным пьяницей и дебоширом. Жаждет необыкновенного, невероятных приключений, красивых романов с «девушками своей мечты».

   Но от Афони все уходят, как и он уходит ото всех. Вокруг него пусто, как пусто и в его душе. Афоня не замечает, что давно уже один. И даже не слышит голос самого себя, того Афанасия, уехавшего из деревни в город. Но вовсе не город - причина того, что Афоня так изменился. Он сам не смог развить в себе то, что было заложено в нём.

   Трагедия Афони - это трагедия несостоявшейся личности, человека, примирившегося с обстоятельствами и не желающего задуматься над своей жизнью. И первым, кто невольно заставит его ответить на вопрос, действительно ли Афоня доволен жизнью, станет вроде бы очередной собутыльник Коля. Но именно после недолгого общения с таким добродушным Колей, Афоня захочет вернуться в деревню, но не найдет там спасения от самого себя, выяснив, что тетя Фрося два года назад умерла. Ему рассказали, как она его любила и писала от его имени себе письма и вслух перечитывала их, как она его ждала, но так и не дождалась. Тут он понимает, что теперь у него нет прошлого, но будущее может быть светлым. И оно может быть только с Катей. Девушка, которая  любит Афоню, просто любит, не требуя ничего взамен.

   Афоня понимает цену жизни, понимает как дорога ему Катя, и  бросается на почтамт заказывать междугородный разговор с ней - последней живой душой, кому он еще был нужен в этом мире…

   Таким образом, фильм «Афоня» можно назвать анализом личности (Афанасий Борщов) во всей полноте и уникальности ее существования. Этот анализ исходит из того, что подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению личности в себя с целью выбора не зависимого ни от чего внешнего «жизненного плана». 

   «Осенний марафон».

    Картина была названа критиками одной из самых смешных среди печальных комедий.  

   Однако Демин в своей книге отмечает: «В «Осеннем марафоне» хотелось с самого первого кадра подсказать зрителю, что это не просто комедия». «Печальная комедия» - так назвал свой фильм Георгий Данелия.

   «Печальная комедия» - как бы предостерегает: подожди смеяться, дорогой товарищ, мо­жет быть, есть что-то такое на экране, что не только на смех рас­считано».

   «Главный герой - интеллигентен, добр, но каким-то загадочным образом эта доброта дорого обходится не только ему одному, но и тем, кто его окружает. Это - доброта от безволия. Мир вокруг него - пестрый, переменчивый, разные люди ждут от него разного, подчас прямо противоположного, а он считает, что должен ответить тем, чего от него ждут. Тут-то и возникает трагическая ситуация. Милый и чистый человек ищет спасения в приспособленчестве…», - слова автора знаменитой ленты.

   Невеселая жизнь у главного героя, умного, талантливого, доброго, но бесхарактерного человека. В профессиональной жизни у Андрея Бузыкина все идет благополучно. Он талантливый переводчик в издательстве, преподаватель в университете. Но вот в личной жизни он глубоко несчастен, как несчастны и две любящие его женщины. Он разорван между женой Ниной и любовницей Аллой. Он понимает, что должен сделать выбор, но не может, потому что он не умеет никому ни в чем отказать, каждого боится огорчить, и предпочитает угождать всем, поддерживая видимую нормальность, каждый раз сочиняя нелепые истории.

   Бузыкин все время куда-то бежит, всюду опаздывая, разрываясь на части, обманывая для оправдания или в ярости открывая полную правду, которой никто не желает верить. «Сквозь все и вся, сквозь традиции и новации, сквозь дебри сложных  жизненных обстоятельств бежит и бе­жит хороший, милый, славный человек, затравленно поглядывая на часы с беспощадным боем».

   Слишком слабый характер у главного героя. В этом и вся трагедия. Часы на руке Андрея Павловича командуют им больше, чем голо­ва, больше, чем сердце. Они вечно его куда-то торопят: надо на лекцию, надо в издательство, надо к Алле, надо домой. И снова и снова выпутывается, обманывает, сочиняет. С каж­дым своим собеседником становится абсолютно другим человеком. По врожденной ли слабохарактерности или, скорее, по воспитанию души он не может отстоять себя, столкнувшись с чужим резоном.

   Именно из-за своего слабого характера, из-за своей нерешительности Андрей Бузыкин несчастен в жизни, несмотря на то, что он достаточно успешный человек, любит и любим.  

   Немногим режиссерам удается вот так, вроде бы не из чего, из каких-то самых простых вещей создать на экране обволакивающую и щемящую атмосферу особого мира, уюта именно этого уголка земли, чтобы вас туда потянуло бы до слез. Это и есть кино, минуты чистого кинематографа.

   Мастерство создания в фильме особого мира, мира из живого материала действительности, но увиденного по-своему, преображенного и претворенного, сделавшегося средой героев, создателя фильма, а вслед за ними и нашей средой, это специфически режиссерское мастерство покоряет в картинах Данелия.

   Так, в многоэпизодной системе фильмов Георгия Данелия возникают те, кто словно бы самопроизвольно и самовольно становятся существенно важными для картины в целом и несут в себе нечто большее, чем предполагалось режиссером. Хорошо ли это? Наверное, очень хорошо. Данелия говорит: «Характер на экране выражается не в многозначительных диалогах, не в специально «выстроенных» кадрах, не в рассуждениях героя о самом себе, а в непосредственном действии. Всякую многозначительность и нарочитость я вообще на экране ненавижу. По-моему, главное — чтобы герой, чтобы лица фильма запоминались сами по себе, своей личностью, обликом, поступками».

   Это творчески-деловое «кредо» режиссера, его творческий почерк. Но если лица, облик, поступки его героев позволяют нам задуматься не только о том, что было запланировано сюжетом, - это и есть жизненный объем в искусстве. Это воздух, это многозначность простого - антипод многозначительности.

   Фильмы Данелия наводят на странную, еретическую с точки зрения любой эстетики комедийного жанра, возможно, теоретически нелепую мысль, что в комедии смешно только доброе. Злое, как бы ни справедлива была злость, смеха не вызывает. Смех настолько положительная эмоция, что основой его всегда и непременно служат добро, доброжелательность и сочувствие к осмеиваемому человеку. Если вы злитесь, если вам передалась авторская злость, вы уже не можете смеяться от души. У вас появляются «ухмылка», «усмешка», «хохоток», «сардоническая улыбка», «адский хохот» и прочие «отрицательные» проявления смеха, в которых уже как бы учитывается и эффект этого вашего смеха, включается рациональный аппарат…

 Майя Хасая - Журналист, собкор "Лазарэ-info"

Последнее обновление ( 12.02.2008 г. )
 
« Пред.   След. »
Рекомендуем:
 
 
 
 
Нападёт ли Россия снова на Грузию?

Последние новости
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

 
 
 
© 2009 Молодежное движение Лазарэ