Грузинская система среднего образования за последние десятилетие претерпела кардинальные изменения, одним из последних по времени, но не по значению, для людей и для создания положительного имидж нового президента страны который в тот момент был министром образования и наук, стало возвращение к советской модели обеспечения учеников средних школ бесплатными учебниками, но, в отличие от советской модели, которая безусловно работала, в современной Грузии новые власти не потрудились и не ввели стандарт для общеобразовательных школ — то есть, каждая школа сама определяет по какому учебнику преподавать своим ученикам, что со временем потребует от государства неоправданно больших финансовых вложений.
С 2004 года в Грузии началась реформа, направленная на предоставление школам максимальной автономии: при каждой школе был создан попечительский совет, без которого утверждение директора стало невозможным. Школы перешли на систему ваучерного финансирования, которая означает отдельное финансирование каждого ученика со стороны государства. Учитывая то, что родители не ограничены в выборе школ по территориальному признаку, ваучерное финансирование стало катализатором здоровой конкуренции, а следовательно и прогресса.
Был создан национальный центр профессионального развития учителей, а для поощрения профессионального роста была введена система сертефицирования учителей.
Невозможно не отметить кардинальное изменение в экзаменационной системе, которое из-за своей структуры окончательно исключило возможность взяточничества, как при получении аттестата, так и при поступлении в высшие учебные заведения.
Еще одной важной частью реформы стало появление института, отвечающего за безопасность и порядок в школе (мандатури). Введение новой контролирующей структуры вызвало неодобрительную реакцию общества. Большинство считало, что они засланы в школу для контроля учителей, однако, время показало эффективность данного новшества. В сегодняшней грузинской школе полностью искоренен институт смотрящего и преступность, так же сведена до минимума возможность стычек между подростками.
Ни в коем случае не принижая значение бесплатных учебников и ценность других реформ, я все же считаю главным и самым значимым изменением в системе за последнее десятилетие введение инклюзивного образования. В сегодняшней Грузии дети с ограниченными способностями учатся со здоровыми детьми в одних классах, по индивидуальной или модифицированной программе, адаптированной к их способностям, что, безусловно, помогает их адаптации и способствует прогрессу.
С одной стороны, школы, которые обучали только детей с ограниченными возможностями, способствовали их обучению и преодолеваю психологических проблем в борьбе с болезнью, а с другой — стоило им закончить школу, как они оказывались выброшенными в малознакомый мир, где были здоровые люди, опыта общения с которыми у выпускников специализированных школ, практически не было.
За последнее время в Грузии было многое сделано для того, чтобы люди с ограниченными возможностями с самого начала жизненного пути чувствовали себя полноценными членами общества. Почти все школы оборудованы пандусами, специальными туалетами, а все недавно построенные школы – лифтами. В школах работают координаторы инклюзивного образования и специальные педагоги, которые направляют работу учителей с детьми, нуждающимися в особом подходе, а их работу координирует группа специалистов из министерства образования, в которую входят психологи, терапевты и логопеды. Адаптация включает в себя не только процесс обучения, но и участие в общественной жизни.
В ходе идущей реформы министерство образования и наук объявило приоритетным внедрение инклюзивного образования. В целях улучшения качества образования детей с ограниченными возможностями, министерство объявляет добровольную регистрацию детей. Полученная в результате регистрации база данных конфиденциальная и будет способствовать последующему повышению эффективности программы.
Эта программа приносит пользу не только детям с ограниченными возможностями, но и обычным сверстникам, которые, общаясь с детства с людьми, нуждающимися в особом подходе и уходе, становятся толерантными и ответственными.
Для эффективности программы необходимы тренинги, семинары и другие мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов и учителей, занятых в программе.
Не смотря на огромное количество положительных и эффективных реформ, общий уровень знаний выпускников государственных школ оставляет желать лучшего. Причин этому несколько: в первую очередь — неудовлетворительный уровень школьных учебников и возможность их автономного выбора для школ. Необходимо выработать единую программу для общеобразовательных школ, провести квалифицированное редактирование учебников и ограничить до минимума количество учебников по одному и тому же предмету.
Уровень квалификации самих преподавателей зачастую тоже оставляет желать лучшего. Для решения этой проблемы необходимо сделать систему сертификации учителей обязательной, а учителя, не преодолевшие минимальный барьер, должны в обязательном порядке направляться на переобучение.
Проблема не только в системе образования, но и в самих подростках, в их отношении к школьному образованию и в недооценке его значения. Нередко и экономическое состояние семьи становится причиной получения неполного среднего образования, а для искоренения этой проблемы, в прочем, как и практически всех общественных проблем, необходимо улучшение общей экономической ситуации в стране. Подросток, который сидит на уроке, должен быть уверен, что полученные знания пригодятся сначала для поступления в ВУЗ, а в дальнейшем и для получения достойной работы по профессии.
При проведении реформ в системе школьного образования, надо помнить, что, в первую очередь, это касается детей и надо проводить их безболезненно, достаточно и 70 лет советской истории, где все новшества в сфере образования начинали с Грузии в виде эксперимента. Существующие старые проблемы надо решать, а не оправдывать свою некомпетентность и новые проблемы модным в сегодняшней Грузии словом «деполитизация».
Добавить комментарий