инфо-портал

Крымские татары будут бойкотировать референдум по присоединению Крыма к России

Митинги у здания Верховного совета КрымаПочему крымско-татарский фактор угрожает референдуму в Крыму. Репортаж из Бахчисарая.
Крымские татары будут бойкотировать референдум по присоединению Крыма к России, это подтвердил глава меджлиса Рефат Чубаров. Корреспондент Znak.com провела день с крымскими татарами и поняла, что у них есть основания не доверять обещаниям российских политиков.

В Бахчисарае агитации за вхождение в Россию в результате референдума нет, над административными зданиями реют украинские и крымско-татарские флаги. Казаков и «вежливых людей» тут тоже нет. Крымские татары восприняли идею проведения референдума о вхождении Крыма в Россию крайне негативно.

- Наших отцов и матерей депортировали в 1944 году из Крыма за сутки, за то что кто-то в Великую Отечественную стал предателем – ну так предатели были среди тех же русских или белорусов. По дороге в Среднюю Азию многие погибли от голода. В советское время крымским татарам было запрещено пересекать границу с Крымом – с поездов снимали… Только с девяностых стали люди возвращаться, но опять же, нам все противодействовали. Правительство отказывалось легально нам продавать землю, боялись нас. Пропаганда работала среди русского населения, что у нас есть праздник, на который мы едим детей. Мы долгие годы строились, мечтали об автономии, и вот наконец мечта сбылась – мы стали автономной республикой Крым. А со стороны правительства России какие теперь гарантии? Они Украине тоже гарантировали территориальную целостность и в один день нарушили все договоренности. А нам, в отличие от русских и украинцев уходить некуда – это наша Родина, — рассказывает мне Ильми, представитель крымских татар, краткую историю своего народа.

Крымских татар на полуострове более 300 тысяч, это – около 13% населения. Они переезжают сюда из Средней Азии и России, бросая, по словам Ильми, налаженную жизнь ради возвращения на историческую родину.

По дороге в Бахчисарай мы видим участки с выстроенными по периметру маленькими кирпичными домиками. Это – «самозахват»: землю чиновники татарам покупать не дают, и те начинают строиться на полулегальном положении, потом приватизируя участки со свежепостроенными домами. Дома крымские татары строят кирпичные, большие, на постройку работает вся семья, временно обретаясь в сарайчиках возле стройки.

Слово «меджлис» стало звучать в российской политике лишь пару недель тому назад. Это – форма самоуправления крымских татар, по факту это – совет людей, которых уважают в общинах. Раз в пять лет меджлис выбирается в каждом городе (женщины тоже участвуют в голосовании), из числа членов городских меджлисов выбирается республиканский, а республиканский выбирает главу меджлиса Крыма – сейчас это Рефат Чубаров. Представители меджлисов имеют право говорить от имени крымских татар, помогают развивать культуру, устраивать национальные праздники, в случае необходимости, обеспечивают бесплатную юридическую помощь и так далее. Непререкаемым авторитетом среди татар пользуется предыдущий глава меджлиса – Мустафа Джемилев, который и призвал в 90-е годы крымских татар возвращаться на родину; он даже был однажды номинирован на Нобелевскую премию мира.

- Нам тут телеканал включили татарский новый, казанский. Только это другие татары, у нас языки разные. Наш ближе к турецкому, и мы просто ничего не понимаем, что показывают по этому каналу. Это как если бы вам в Москве польский телеканал включили, — поясняет Ильми.

Крымско-татарский телеканал АТР, вещающий на территории Крыма, сейчас остался единственным оппозиционным телеканалом в республике и в последнюю неделю перешел на русский язык. В помещении меджлиса Бахчисарая телевизор с АТР работает постоянно: показывают антивоенный митинг в Москве, передачу Савика Шустера из Киева, новости с Майдана и так далее.

Член бахчисарайского меджлиса Мустафа, высокий седовласый мужчина, объяснил корреспонденту, что крымские татары считают себя коренным населением Крыма, и тот факт, что Россия начала операцию по возвращению Крыма, не посоветовавшись, крымских татар оскорбил. На столе у Мустафы – брошюра с описанием Казани.

- Они вообще не понимают, кто мы. Считают, что мы – те же казанские татары, но мы же разные. Они пророссийские давно, они приняли эту вашу систему, а тут люди привыкли жить иначе. Они считают что мы, если что, в Казань поедем что ли? Путь, мол татары в одном месте живут? Да мы не одинаковые татары, мы — крымчане! – гневно восклицает Мустафа.

Несколько дней назад в Симферополе был замечен замруководителя управления внутренней политики администрации президента Радий Хабиров, сам – выходец из Башкортостана; он курирует работу с парламентом. С Хабировым прилетели депутаты Госдумы от Татарстана, чтобы «помочь братскому народу».

- Где они двадцать лет были с помощью «братскому народу»? Они говорят – вот, Шаймиев (Минтимер Шаймиев, экс-президент Татарстана) готов выступить гарантом обещаний со стороны России. Но для нас он – никто, это вообще другой народ, — поясняет Мустафа сложившуюся трагикомическую ситуацию.

В Россию крымские татары не хотят не только потому что их не спросили, но и по ряду других серьезных причин.

Я сижу в большом татарском доме, где собралось человек восемь представителей татар.

- Я на всю жизнь запомнила, как мне мама рассказала еще в Бухаре случай. Она маленькая была, шла в школу, и тут к ней подбегают дети и бьют по голове портфелем со словами «предательница». Мы помним СССР, ничего хорошего там не было для нас, — рассказывает Нияра, хрупкая женщина модельной внешности. — Мы сюда приехали в девяностые, школьники ходили учиться за 10 километров, жили без воды и света, но ничего – выжили, отстроились. А теперь все сначала начинать придется.

Собравшиеся в доме наперебой рассказывают, что в большой бизнес крымских татар русские не допускают, зато, к примеру, почти все кафе – татарские.

За весь вечер не звучит ни одной жалобы на государство или правительство – крымские татары от них ничего не ждали и не ждут, и лишь боятся, что, когда Крым войдет в состав России, их начнут притеснять и не дадут автономии, о которой они мечтают. В отличие от многих других жителей Крыма, вопрос прав и свобод, а также демократии, крымским татарам важен.

- Мой отец со слезами на глазах сказал мне: «Не нужна мне большая пенсия, мне свобода нужна», — говорит Ильми.

Накануне прошли акции протеста, на которые вышли татарские женщины с призывом бойкотировать референдум.

Хозяйка дома Севиля, как и Наяра, удивительно красивая хрупкая женщина, регулярно посещала все акции протеста против референдума.

- Среди татар крымских вы не найдете почти никого, кто был бы за Россию. Что они нам предлагают? — с жаром говорит Севиля.

Мужчины отмечают, что крымские татары, будучи хорошо организованными, готовы будут вывести на митинги под сотню тысяч человек. Они опасаются, что «железная рука Москвы» поставит крест на их мечте об автономии крымских татар, но решения будет принимать меджлис. Пока Чубаров призвал всех крымских татр вести себя спокойно и на провокации не поддаваться – достаточно одного выстрела, чтобы ситуация в Крыму перестала быть хрупко-стабильной.

Тем временем

Председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов накануне пообещал, что после проведения референдума и вхождения региона в состав России, крымские татары смогут войти во все органы власти создаваемого субъекта. По словам Аксенова, крымские татары получат в правительстве Крыма пост вице-премьера и два министерских портфеля, а также высокие должности в других ведомствах, в том числе в силовых структурах. Он также пообещал поддержку крымскотатарскому языку и дополнительные средства на поддержку вернувшихся после депортации. По словам Аксенова, часть крымских татар примет участие в референдуме и поддержит идею вхождения полуострова в состав РФ. По его мнению, позиция меджлиса, настроенного против референдума, не отражает мнения всех крымских татар.

lazare.ru

Источник:  http://www.znak.com/moscow/articles/16-03-12-13/102073.html

(всего просмотров: 32, сегодня: 1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>