Главная » Лазаре Info » это интересно

Наши соседи: Кабардино-Балкария

17 июля 2010 Распечатать Распечатать Один комментарий

945Для грузин всех поколений кабардинец всегда был олицетворением рыцарства, справедливости, напористости и одержимости в защите традиций. Эти качества 100 лет тому назад хорошо отразил великий Акакий в поэме “Воспитатель”, воплотив их в образе мудрого кабардинца Хаджи Усуба.

Как необходимы сегодня советы и поучения этого святого старца, как нужны воспитанные на его морали люди обманутым кавказцам, подстрекаемым к вражде друг с другом.

Согласно известной традиции побратимства, высокородные семьи грузин и кабардинцев считали за большую честь отсылать своих детей друг к другу, где они получали лучшие уроки морали, гостеприимства и уважения к кавказским традициям.

Известный исследователь кавказской лингвистики Петр Услар в 1862 году отправил в Тбилиси составленный им первый кабардинский алфавит. Именно в Тбилиси была сделана матрица и отлит шрифт.

В 1864 году в Тбилиси были напечатаны “Правила мусульманской веры”, которые были переведены с арабского и адаптированы к местным условиям известным кабардинским мыслителем М. Шарденовым. Эта книга была главным пособием для черкесских духовных лиц.

Сегодня члены грузинской диаспоры в Кабарде активно участвуют в хозяйственной и культурной жизни республики и дружно живут бок об бок с местным населением.

В двух селах близ Нальчика проживают около 5 тысяч месхов-мусульман, которых в 1944 году выселили из Грузии в Узбекистан, а в 1989 году, после ферганской трагедии, судьба закинула их в Кабарду. Кабардинцы протянули руку помощи этим трудолюбивым людям и попытались помочь им преодолеть душевную боль. Но, несмотря на это, взор большинства из них все-таки устремлен в сторону исторической родины – Грузии.

События 90-х годов в Абхазии останутся страшным сном в истории взаимоотношений грузин и кабардинцев. Тогда группа кабардинцев, введенных в заблуждение вражеской силой, была натравлена против грузин, и между братскими соседними народами пролилась кровь.

Прошедшие с того времени 20 лет подняли завесу над тайной, расставили все по своим местам. Теперь же наступило время правдивой истории Кавказа, в которой каждое явление будет названо своим именем, где каждому – и врагу, и доброжелателю будет отведено свое место.

Кабардино-Балкарская автономная область была создана в 1921 году. Спустя год она была объявлена автономной республикой. Кабардинцы и балкарцы – два древнейших народа северо-западного Кавказа. Они значительно отличаются друг от друга по происхождению, языку и традициям, но в силу территориальной близости и политических соображений они объединены в одну автономию. Кабардинцы или восточные адыги вместе с проживающими на северо-западе Кавказа черкесами, адыгами и шапсугами представляют один адыгский (черкесский) народ, хотя и проживают в различных административных районах.

Кабардинцы вместе с карачаевцами являются тюркоязычный народ, разделенный административно на две части в автономных республиках Карачаево–Черкесии и Кабардино-Балкарии. Население Кабардино-Балкарии по переписи 2009 года составляет около одного миллиона человек. Среди них кабардинцев – 55,3%, балкарцев -11,6%, русских -23% и т.д.

Количество потомков черкесов, переселенных в Турцию, Сирию, Иорданию и другие страны мира после окончания российско-черкесской войны 1763-1864 годы достигло около 5 миллионов.

В истории кабардинцев особое место занимает 400-летняя вражда с осетинами, которая по данным известного исследователя В. В. Пфафа началась еще XV веке. История гласит, что во время противостояния, возникшего между двумя кабардинскими князьями, осетины выслали одному из них на помощь трехтысячное войско. Князь этот потерпел поражение, а победитель вновь загнал осетин в горы, превратил их в вассалов и запретил спускаться в низину. Размножившимся осетинам трудно было прокормить себя в горном ущелье, поэтому они периодически вторгались на плодородные земли кабардинцев, что всегда заканчивалось их поражением. Кабардинцы не давали спуску ни одному осетину.

Инстинкт самосохранения вынуждал умножившееся осетинское население искать выход, и так как кабардинцы твердо закрыли северо-западную дорогу, то они стали искать выход на противоположном склоне Кавказских гор, где были раскинуты владения грузинских князей, ослабленных монгольскими нашествиями и междоусобицами.

Сначала осетины начали осваивать ущелья, расположенные к югу от Кавказских гор, с согласия грузинских князей, а затем, когда от нападений внешнего врага и борьбы друг с другом князья достаточно ослабли, то уже силой отбирали у них земли и селились на ней.

Воинствующие кабардинцы успешно одолевали все нападения осетин, но с XVIII века, со дня вступления России на Кавказ, судьба отвернулась от них. Их непокорный дух не мог смириться с потерей свободы, и 400-летняя успешная борьба с осетинами сменилась 200-летней безуспешной, но непримиримой борьбой. В этой неравной борьбе русским помогали давние враги кабардинцев.

Заинтересованность двух больших милитаризированных империй в Кавказском регионе, где войны шли на протяжении четырех веков, была фактором, препятствующим развитие кабардинского народа.

В 1475 году на Северный Кавказ вторглось османское войско. Были покорены плодородные земли Черноморского и Каспийского побережья и знаменитые экономические, торговые, политические и культурные центры той эпохи Анапа, Матрек, Коп, Тамань, Тумрюк и др.

Крепость Терек, возведенная в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного, стала форпостом России для вторжения в Черкесию с северо-запада. С этого периода начинается освоение земель Каспийского побережья и беспощадное уничтожение местного населения. В инструкции российской императрицей Анны Иоанновны, направленной на имя капитан-лейтенанта А. Лопухина в 1737 году, было сказано: “Во время атаки на Кубань были полностью уничтожены и искоренены местные, не принимайте их в подданство, которое они могут просить обманно”.

В 1763 году на земле Кабарды были выстроена русская крепость Моздок. Это вызвало отчаянное сопротивление кабардинских князей. Дата основания Моздока считается годом начала кавказских войн. Несмотря на непримиримое сопротивление кабардинцев, Россия на территории Кабарды продолжает строительство т.н. кавказской линии, что завершилось возведением целого ряда крепостей. Вокруг крепостей были заложены т.н. станицы, которые в массивном порядке заселяли волжскими казаками, русскоязычными военнослужащими и их семьями.

В 1779 году в Кабарде достигло пика антиколониальное движение. В неравной борьбе с войсками генерала Якова и Фабрицына погибла большая часть боеспособного населения Кабарды и руководящая дворянская элита.

В 1804 году в Кабарду были введены войска под руководством генерала Г. Глазенапи, который после нескольких военных операций доложил центру, что все местные уроженцы, оказавшие сопротивление русской армии, уничтожены, и Кабарда покорена. Но спустя год генерал был вынужден написать в очередном рапорте: 80 сел восставших кабардинцев полностью сожжены. Оставшееся в живых, укрывшееся в горах население ожидает смерть от голода.

В 1805 году генерала Г. Глазенапи сменил генерал Булгаков, который своей строгостью и жестокостью удивил самого Барклая де Толли. Последний даже был вынужден доложить в Петербург о нецелесообразности неслыханных репрессий, которые генерал Булгаков осуществил против кабардинцев.

В 1810 году по отношению к непокорной Кабарде было предпринято широкомасштабное решающее наступление под руководством генерала Ермолова. Эту политику продолжили его приемники. В результате, из 350-и тысяч кабардинцев в живых осталось только 35 тысяч.

В 1859 году адыгским народам был объявлен беспрецедентный приговор: сотням тысяч адыгов, целым родам пришлось покинуть свою землю и переселиться в чуждую для них среду, в Османскую империю. В 1866 году российские власти отправили в Константинополь генерала М. Лорис-Меликова, который согласовал с турецким правительством вопрос о заселении в эти места первого потока кавказцев из трех тысяч родовых семей. В дороге люди погибали тысячами. Их сбрасывали прямо в море.

По данным академика Берже, в начале XIX века адыги (вместе с кабардинцами и черкесами) составляли более 4 миллионов человек. В результате кавказских войн они потеряли 97% своего населения и 90% своей территории. Были преданы огню тысячи населенных пунктов, навсегда исчезли такие родственные адыгам этносы, какими были шегаки, жанеевцы, хатукаевцы, махоши и убыхи.

Во время войны погибли более 700 тысяч человек. Для около 500 тысяч, не выдержавших дороги в Османскую империю, кладбищем стало море. Берегов Османии достигли один миллион 400 тысяч, но на чужбине их вновь ожидали голод, болезни и тяготы поиска пристанища. Чтобы спастись от голода и смерти от болезней, они начали в массовом порядке продавать в рабство своих жен и детей. Чтобы пресечь такие факты османские власти даже были вынуждены принять специальный закон.

Прогрессивная общественность Европы и всего мира оценили результаты Кавказской войны как геноцид черкесского народа.

Сотни тысяч предков изгнанных с собственной земли мухаджиров веками лелеяла и лелеет надежду на возвращение на историческую родину. Но развернувшиеся там события и нынешняя обстановка не дает им возможности сделать такой рискованный шаг, связанный с угрозой для будущего своих детей. Основанием этому служит горький опыт предков и традиционная жестокость нынешних властей России по отношению к кавказцам.

Несмотря на официально объявленную доктрину о праве любого представителя потомков адыгов вернуться на историческую родину, российские власти всячески блокируют этот процесс. Всю свободную территорию они заселяют русскоязычным населением, создавая все новые барьеры, препятствующие их возвращению.

Причинами мухаджирства были названы иная культура адыгов, менталитет, и иное вероисповедание. Тогда, 150 лет тому назад, именно оно и стало главной причиной мухаджирства. Но следовало бы заметить, что около двадцати лет тому назад единоверие с русским народам вовсе не спасло 300 тысяч православных грузин от изгнания, которое было организовано приемниками организаторов мухаджирства адыгов и других кавказских народов.

Древнейшей религией кабардинцев (адыгов) был монотеизм. Они поклонялись верховному божеству Тха (Тхешхос), который дал человеку способность приблизиться к Богу путем познания мира.

С VI века в Кабарду, также как и на весь Западный Кавказ, начинает входить христианство, которое распространяют византийские миссионеры. Но Христос не стал главной религиозной фигурой для населения. Оно по прежнему поклонялось историческому божеству. Среди этого народа, находящегося на перепутье, крымские ханы стали насильственно распространять ислам. Согласно существующим источникам, перед главой семьи становили в строй его родных и близких, и если они отказывались принять ислам, им отрубали головы.

Укоренению христианства на Северном Кавказе помешала жесточайшая колониальная политика Россия. Поэтому православная Россия воспринималась кавказскими народами как злейший враг. Это обстоятельство превратило исламскую религию в знамя, под которым происходило объединение за борьбу с этим злом, и способствовало распространению и укоренению ислама. Процесс исламизации Кавказа прекратился в советский период, но в 90-е годы прошлого века, вместе с ужесточением российской кавказской политики он вновь усиливается.

Более 20-и лет вооруженные северокавказские повстанцы под знаменем одного из ответвлений ислама – ваххабизма самоотверженно борются против десятков тысяч вооруженных до зубов регулярных российских воинских соединений, с множеством отрядов спецназначения, с авиационными, танковыми и артиллерийскими отрядами.

Сегодня Кабардино-Балкария вместе с Дагестаном, Чечней и Ингушетией считается одной из горячих точек, где систематически проходят масштабные спецоперации, убивают и подрывают десятки и сотни людей.

По переписи 2009 года количество балкарцев составило 120 тысяч человек. Это 11 процентов населения республики. Они являются автохтонной нацией Центрального Кавказа, их предки проживали в этих местах еще до нашего летоисчисления.

История балкарцев формировалась рядом с кабардинским, грузинским, осетинским и вайнахским народами. Отношения балкарцев с Россией стали устанавливаться с XVII века, а в 1827 году этот народ попал под подданство России. Двусторонний договор предусматривал сохранение для балкарцев родовой структуры и обычаев, неприкосновенность шариата и исламской религии, что очень скоро было предано забвению.

С 1922 года балкарцы вместе с кабардинцами проживают в одной автономной республике.

В марте 1944 года по обвинению в сотрудничестве с командованием фашистских войск балкарский народ был выселен в Казахстан.

В марте 1957 года балкарцы, как и другие репрессированные народы, были реабилитированы, после чего им было дано право на возвращение в родные края.

Балкарцы всегда отличались своим добрососедским отношением к Грузии. Они имели торговые и другого рода хозяйственные связи со Сванетией, Рачей и Земо Имерети.

Время противостояния народов друг другу, изгнания и переселения, массового уничтожения ушло в историю. Кабардинцы и балкарцы, как и другие кавказские народы, залечат свои раны и займут достойное место в содружестве народов мира.

 

Один комментарий »

  • khabardoeli пишет:

    “Кабардинцы вместе с карачаевцами являются тюркоязычный народ, разделенный административно на две части в автономных республиках Карачаево–Черкесии и Кабардино-Балкарии”.

    Кабардино-черкесский язык входит в абхазо-адыгскую языковую группу, никак не связанную с тюркскими языками. Кроме этого, кабардинцы составляют единый народ не с карачаевцами, к которым мы не имеем никакого отношения, а с черкесами.
    Родственным карачаевцам и тюркоязычними народом являются балкарцы.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>