Главная » Лазаре Info » это интересно

Этнические чистки и депортации в Грузии и на Северном Кавказе, осуществленные царским самодержавием России в ХIХ-ХХ вв.

14 марта 2010 Распечатать Распечатать 4 коммент.

      14-kartvДва года безликого правления старшего сына Ираклия, безвольного и больного  Гиоргия XII не принесли спокойствия стране. Воодушевлённые ослаблением царской власти подняли голову владетельные князья – крупные феодалы, обострились распри между царевичами, придворные интриги. Пользуясь смутой,  инспирированной извне, и дезорганизацией в госу­дар­стве, за 6 дней до смерти Гиоргия XII, руководство России 22 декабря 1800 года приняло решение об упразднении Картл – Кахетского царства и недопущении восшествия на престол царевича Давида.

           16 февраля 1801 года в тбилисском кафедральном Сион­ском соборе, окружённом русскими войсками был зачитан манифест императора Павла об упразднении царской власти в Грузии и включении её территории в состав России. 12 сентября 1801 года оккупационные власти обнародовали новый манифест за подписью Александра I, согласно которому упразднялись царство и трон династии Багратиони, а Картл – Кахети стано­вилась «Грузинской губернией» в составе российской империи. Тем самым, одним росчерком пера царская Россия лишила Грузию независимости  и тысячелетней монархии Багратиони. Таким образом, было положено начало колонизации и других её провинций. Действительно, в 1810 г. с использованием грубого военного вмешательства, Россия аннексировала Имеретское царство, а затем в 1811 г. – упразднила автокефалию грузинской православной апостольской церкви. Патриарха Антония II отстранили и сослали в Нижний Новгород, а грузинская церковь была подчинена экзарху Синода Русской православной церкви. С 1827 году русские войска под надуманным предлогом оккупи­ро­вали гурийское княжество.

            В 1829 году, после ряда неудачных попыток Россия, верная своей имперской доктрине, нацеленной на аннексию приграничных территорий Ирана и Турции, смогла оккупировать значительную часть Ахалцихского Пашалыка – исторической провинции Грузии Самцхе – Саатабаго (Месхети), захваченной турками  в конце XVI века. При штурме центра Пашалыка – Ахалцихе  и крепости Ахалкалаки, русские войска с чудовищной жестокостью подавили отчаянное сопротивление защитников этих городов, устроив жуткое кровавое побоище мирного насе­ле­ния, описанное в романе классика грузинской литературы Миха­и­ла Джавахишвили «Арсен из Марабды», а грузин-мусульман Месхети обрекли на депортацию в Турцию.

             В связи с «доктриной» уместно вспомнить меморандум декабриста Павла Пестеля, который «обосновал» целесооб­разность отторжения сопредельных территорий Ирана и Турции у южных границ Российской  Империи. Он предлагал депорти­ровать непокорных кавказцев во внутренние волости России, а «освободившиеся» земли заселить русскими поселенцами. В контексте указанного меморандума интересен официальный цир­куляр 1826 года, адресованный императором   Николаем I   глав­но­командующему   кавказской   армией    генералу И. Ф. Паске­ви­чу, проводившему успешную военную компанию против турок в районе Гюмушхане – Байбурта (в исторической Лазике). Генералу предписывалось закончить военную операцию в Передней Азии и переключить своё усердие на Кавказ с целью умиротворения этого неспокойного региона Империи, причём особо подчёр­ки­валась необходимость «истребления непокорных».

            Весьма   показательны  и  соображения   А.С. Пушкина,   высказанные  в «Путешествии в Арзрум», где в свете успешных действий русской армии под командованием генерала И. Ф. Паскевича, он размышляет о будущем Северного Кавказа и отношениях с черкесами. Великий русский поэт, вообщем-то, склоняется к мысли, что в обозримом будущем невозможно мирное сосуществование с адыгами (черкесами) и довольно прозрачно намекает на целесообразность их депортации, что и было реализовано Александром II после окончания Кавказской войны с горцами в 1864 году. Заметим также, что «идея» де­портации грузин и освоения их территорий русскими мужиками, впервые была высказана в тайном письме посла Московии князя Татищева Борису Годунову в 1604 г. после посещения Картли и Кахети.

            Именно в этом ключе действовал и этими идеями руко­водствовался генерал И. Паскевич, обустраивая – осваивая вновь отвоёванную у Турции территорию Месхети (Ахалцихский Пашалык) в 1829 – 1830 гг., в основе которых лежала модель этнической чистки – депортации коренного населения  в Турцию.

            Между тем, согласно переписи населения во вновь образованном «Гурджистанском Вилайете», проведенной турец­кими властями в конце XVI в., 96 % жителей Самцхе – Саатабаго (Ахалцихского Пашалыка) составляли этнические грузины – христиане (православные). С 1595 г. в этом крае османы стали осуществлять целенаправленную политику исламизации, которая основывалась на весьма простом принципе: землёй мог владеть тот, кто служил в Турецкой армии, а в армии мог служить только мусульманин. Поэтому жителю «Гурджистанского Вилайета» пришлось сделать выбор между «картвелоба» (остаться «карт­ве­лом» – грузином, т.е. христианином) и «осмалоба» (стать османом – турком, т.е. мусульманином).

            Большая часть населения Месхети во главе с крупными местными феодалами приняла Ислам, сохранив право на владение землёй. Местная элита вскоре обрела новый статус, став «пашами», «санджак-беками», «алай-беками», а другая – эмиг­ри­ровала в христианскую часть Западной и Восточной Грузии. Была ещё одна часть жителей края, сохранившая христианство, которая облагалась особым унизительным налогом, как «неверные» («кяфиры», «гяуры»). С этого времени и начинается отуречивание  Южной Грузии, хотя название «Гурджистанский Вилайет» сох­ранялось параллельно с «Ахалцихским Пашалыком» вплоть до 1744 года, после чего уже доминирует «Пашалык».

             Еще одной формой этнической чистки в Грузии следует считать торговлю пленными. Действительно, в XVIII веке, например, из Западной Грузии ежегодно вывозили и продавали на невольничьих рынках Ближнего Востока до 20 тысяч детей. Эти дети, после обучения в специальных школах, пополняли корпус мамлюков и янычар.

             Вместе с тем, чтобы сохранить принадлежность к хрис­тиан­ской вере и оградить себя от притеснений официальных турецких властей, многие месхи в XVII – XVIII вв. стали переходить в католичество, пользуясь поддержкой миссионеров-францисканцев и покровительством папского престола. Их называли «фирянгами» (по-грузински «пранги» – «француз»). Что же касается российского плана освоения Месхети, то он был крайне антигрузинским, ориентированным на этническую чистку грузин-месхов, их депортацию в Турцию. На границе с Осман­ской империей Россия намеревалась создать полосу «верно­под­данного христианского населения». При этом грузины-христиане из малоземельных районов Восточной и Западной Грузии в числе «верноподданных» не фигурировали. Им строго запрещено было селиться в указанной зоне. Более того, российские власти катего­рически отвергли предложение месхетских Санджак-беков с известными грузинскими княжескими фамилиями (Орбелиани, Амилахвари, Кипиани, Бараташвили, Вачнадзе и др.), которые обязывались принять христианство вместе с домочадцами и чле­нами вверенных им общин при условии уравнения их в правах с остальным грузинским (христианским) дворянством. Однако в очень короткие сроки российской военной администрацией была осуществлена депортация месхов в Турцию. Почти полностью опустела Джавахети (Ахалкалакский, Ниноцминдский, Аспин­д­ский районы) и больше половины Самцхе (Ахалцихский, Ади­ген­ский, Боржомский районы). Из Турции (Анатолии) на их земли переселили армян-григорианцев, оказав существенную мате­риаль­ную помощь для обустройства на новом месте жительства. Вместе с ними, на тех же условиях в Джавахети, кроме армян-григорианцев переселили армян-католиков. Позже в Ниноц­мин­дский район Джавахети из России переселили также русских сектантов-духобор. Депортированные месхи осели главным образом в восточных вилайетах Турции.

            Приблизительно  в это же время в Квемо Картли (Дмани­сский и Марнеульский) и Триалети (Цалкский и Тетрицкаройский район) поселили туркоязычных и грекоязычных православных беженцев лазов, которых в силу их принадлежности в Турции к греческой церкви считали «греками» (называли  «урумами», т.е. «ромеями» – в виду их византийских корней). При этом, царская администрация причислила месхов-католиков Джавахети (в сёлах Бавра, Хулгумо, Турцхи, Эштиа, Картиками, Уджмана) к пастве армянской католической церкви с армянским богослужением, превратив их в «армян», включив тем самым месхов в армянскую этнокультурную среду. Так называемым «грекам» же (на самом деле этническим грузинам-лазам) открыли русские школы, а в церквах ввели богослужение на русском языке.

             Это было прямой демографической диверсией против Грузии, вызвавшей резкое нарушение этнического состава в ущерб грузинскому населению. Однако, русская администрация  не только не ограничилась этими мерами, а напротив, усилила дискриминацию этнических грузин христиан и мусульман в Самцхе-Джавахети. Всячески  поощрялись процессы  их изоля­ции,  исламизации и тем самым отуречивания  края, где значи­тель­ная часть коренного населения родным языком всё ещё считала грузинский и исповедовала христианство (православие и като­ли­чест­во). Прессинг осуществлялся путём расширения сети турец­ких школ и медресе, усиления роли служителей Ислама, чем создавалась дополнительная мотивация для сближения месхов с исламским миром, подталкивая их к эмиграции в Турцию. Об этом с горечью писал известный, грузинский, общественный деятель Александр Пронели (Кипшидзе) в своей книге «Вели­чест­венная Месхети», изданной в 1910 г. Подробно описав не только коренных месхов (этнических грузин), но также курдов и таракя­ма, Пронели  не увидел там даже намёка на неприязнь или вражду на этнической или религиозной почве. Совершенно ясно, что антимесхская истерия давно и усердно раздуваемая с подачи НКВД – КГБ и подхваченная определёнными кругами гру­зин­ского общества, инспирирована извне и служит грязным поли­ти­ческим целям. Вражду спровоцировала  во время Первой Миро­вой войны российская империалистическая «машина», их пособ­ники – активисты партии «Дашнакцутюн», а также панту­р­кистские – панисламистские силы. Сегодня на этих провокациях «греют руки» ультраэкстремисты и черносотенцы разных мастей. Раздувая психоз, они призывают к коллективной «ответстве­нности», т.е. к фашистским стереотипам!

            В период Крымской войны (1853 – 1856 гг.) из Грузии в Россию была депортирована семья Дадиани, владетельных князей Мегрелии, ещё сохранявшей формально статус независимого княжества. Вдову последнего мтавари (правителя) Мегрелии Экатерине Чавчавадзе – Дадиани (дочь князя Александра Чав­ча­вадзе) с несовершеннолетними детьми, под благовидным пред­логом, якобы с целью защиты от возможного нападения и пленения турецким десантом, вывезли в Россию. Их поселили в царском дворце в Павловске (под Петербургом) без права возвращения на родину.

            В 1857 году русские заняли Мегрелию, а после подавления восстания сванов в 1875 – 1876 гг. окончательно утвердились и в так называемой «Вольной Сванетии».

            Между тем, решительные действия и хорошо орга­ни­зованные операции на Кавказе позволили Александру II, заня­вшему российский трон в 1855 г. после смерти отца  – Николая I, стабилизировать обстановку в стране, обострившуюся после поражения в Крыму. В 1859 г. при активном участии грузинского дворянства – офицерского корпуса, отрядов народной милиции и генерала Григола Орбелиани в селении Гуниб был взят в плен предводитель восставших горцев Кавказа – Имам Шамиль. Вслед за этим десятки тысяч дагестанцев, вайнахов (чеченцев, ингушей, орстхойцев) были депортированы в Турцию. Пролилось много крови мирных жителей, с лица земли были стёрты аулы горцев. Принципы «выжженной земли» и «хороший чеченец – мертвый чеченец», взятые на вооружение ещё Суворовым и Ермоловым, с большим рвением претворялись в жизнь генералами Александра II.

            В 1864, потопив в крови восстание адыгов (черкесов) в Кубанском крае, Россия победно завершила Кавказскую войну с горцами. Карательные операции русских войск против черкесов отличались неслыханной жестокостью: вся территория  Кубани была покрыта кольями с нанизанными на них отрезанными головами убитых черкесов. Казакам за каждый такой «трофей» платили червонец и потому на людей они охотились, как на зверей. Черкесов, оставшихся в живых, почти всех заставили выселиться в Турцию. Только по официальным данным рос­сий­ских властей из черноморских портов было депортировано более 300 тысяч человек, о чём свидетельствуют энциклопедические словари Элизе Реклю «Земля и люди» и Брокгауза и Ефрона. На освободившихся землях селились казаки и русские поселенцы, образовав в последствии Екатеринодарскую и Ставропольскую губернии.

            Здесь уместно вспомнить строки из « Хаджи Мурата» Льва Толстого, где он пишет о ненависти и отвращении, о непризнании чеченцами от мала до велика русских солдат людь­ми из-за их бессмысленной жестокости. Желание же их ист­ре­б­ления как ядовитых пауков и волков, было средством само­сохранения.

Покончив с северокавказскими горцами, Россия вновь сосредоточила внимание на укреплении южных рубежей Импе­рии. В 1866 -1868 гг. было жестоко подавлено восстание в Абхазети и Джикети (Убыхии) – исторических провинциях Грузии, указанных в её границах в пресловутом «Георгиевском трактате». Убыхи жили на побережье и южных склонах главного Кавказского хребта между Алдером (ныне Адлером) и Туапсе. Убыхов полностью выселили в Турцию, а из Абхазети выселили почти все мусульманское население зоны Гагра-Сухуми (грузин-мегрелов и лазов, апсуа-абазинцев). Вмешательство грузинской общественности в их защиту не возымело действия и только отчаянный шаг западногрузинского митрополита, спас от депортации жителей Гудаутского региона: он за 3 дня обратил в христианство 18 тысяч местных мусульман. Сегодня потомки именно тех жителей Гудаутского района составляют костяк злокачественного сепаратизма в Абхазии. Они же устроили этническую чистку грузин в Абхазии в 1992 – 1993 гг. при попустительстве Москвы.

            При депортации 1866 – 1868 гг. были отмечены факты чудовищного человеконенавистничества: часть выселенных жи­телей (женщины, дети, старики), пытавшаяся вернуться обратно в родные места на утлых, парусных суденышках, была расстреляна русскими солдатами прямой наводкой из пушек с берега.

            Очередная депортация грузин произошла после завер­ше­ния русско-турецкой войны 1876 – 1877 гг. и оккупации исторической территории Грузии Ачара-Кобулети и Чанети (в последствие Батумской области), захваченной турками в конце XVI – в начале XVII вв. И опять, десятки тысяч несчастных, обездоленных людей – депортированных (мохаджиров) из Абхазет – Джикети (Абхазии и Убыхии), Ачара-Кобулети и Чанети, в своём подавляющем большинстве этнических грузин, вынудили выселиться в Турцию, оторвав от родных очагов. Их потомки в настоящее время живут компактно на всём побережье Чёрного моря (в «Караденизской зоне»), в районе городов Бурсы, Инегёля, Измита, в Стамбуле, Анкаре и других крупных городах Турции. Среди специалистов-демографов бытует мнение, что по самым скромным расчётам, каждый десятый житель Турции, является этническим грузином.

            Перед лицом тяжёлых испытаний оказалась Южная и Юго-Западная Грузия и в период Первой мировой войны и последующих нескольких лет в 1914 – 1921 гг., будучи втянутой в зону активных военных действий на русско-турецком фронте. Как известно после выстрела студента-террориста в Сараево, началась Первая мировая война, в которой Россия воевала одновременно на двух фронтах: на Западе в Галиции и на Юге – линии Карс-Эрзерум-Трабзон. Продолжая свои империалистические амбиции, царское руководство разыграло в тылу у османов «армянскую карту», спровоцировав восстание армянского населения в восточ­ных вилайетах Турции по «болгарскому сценарию» 70-х годов XIX в. Стремясь вызвать дезорганизацию в Османской Империи, Россия принесла в жертву армян, играя на их националистических чувствах, связанных с давней идеей «восстановления Великой Армении» 1-го века до н.э. Эту иллюзию в какой-то степени поддерживали и другие игроки – участники бойни и передела мира (Англия и Франция), однако Россия, сделав ставку на активистов националистической партии «Дашнакцутюн», сыграла решающую роль в последовавшей трагедии, известной, как «геноцид армян». Поэтому, очевидна вся сложность обстановки в Месхети, оказавшейся в эпицентре военных действий и поли­ти­ческих «игр» великих держав. Показательно, что после краха провокации с «Великой Арменией», была разыграна карта с «Понтийской Империей» с участием греческого населения (в сущности православных лазов) Османской Империи, которая также закончилась трагически и десятки тысяч православных «греков» изгнали из родных мест. Многие лазы (так называемые «греки»), бежавшие из Турции вместе с армянами, поселились в городах и сёлах черноморского побережья Грузии, в частности: в Батуми, Поти, Сухуми, в сёлах нижней части Кодорского ущелья.

            Естественно все эти процессы самым непосредственным образом отразились на Грузии из-за близости к конфликтной зоне и действий активистов партии «дашнаков» в Самцхе-Джавахети и Батумском регионе. При этом надо иметь ввиду и то, что Россия всегда старалась стравить между собой народы Южного Кавказа, наглядным примером  чего является, так называемая, «армяно-татарская резня» в Баку в самом начале XX в. Эта же политика «разделяй и властвуй» была продолжена в период Первой Мировой войны и в зоне военных действий в Самцхе Джавахети. В результате провокаций удалось посеять семена ненависти – спровоцировать акты насилия между грузинами-христианами и грузинами-мусульманами якобы на почве «религиозной нетер­пи­мости и турецкой ориентации», плоды которой мы пожинаем и сегодня.  (Продолжение следует)

 

Гулабер Ананиашвили

Отрывок из книги: “Этнические чистки и депортации в Грузии и на Северном Кавказе”

4 коммент. »

  • Name пишет:

    Ну, и дальше что? Вы уже отпочковались от России. Что ж как ни зайдешь на грузинские сайты, так сразу крики об окупации Грузии Россией? Все, вы уже под американцами, радуйтесь, не трогайте Россию, вы ей на хрен не нужны.

  • ALEX пишет:

    А дальше то, что если нам удастся полностью освободиться от России (в том числе и оккупированные территории назад отобрать), то мы действительно заживём нормальной жизнью.
    В твоём сознании живёт то, что кто-то должен быть под кем-то. В этом вся ваша беда. Мы не находимся под американцами. Они помогают нам наладить нормальную жизнь, как когда-то немцам и японцам. Разве сегодня кто-нибкдь может сказать, что немцы и японцы находится под американцами?
    Мы не трогаем Россию. Она пусть не трогает Грузиюи и пусть вернёт наши исконные земли.

  • пишет:

    Думаю в истории будущего развития стран не смотря на различные международные соглашения, будут иметь место подобные случаи как выше описанный. Обратите внимание не смотря на беды и страдания народ, сохраняет единство за своего брата без всякого рода предательства, чего нельзя сказать о славянском народе. Единство во всемирном хаусе обязательно поможет народу обрести мир и вернуть все то, что было у них отнято.

  • пишет:

    name -где россия? трогать россию не мы а порабащенные ею народы разорвут и обретут свободу.на хрен нам суздаль псков и новгород и на хрена мы видели вашу паленную водку и балалаику с танками.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>