Главная » Грузия » Религия » Православная Грузия » Календарь

Февраль

12 сентября 2009 Распечатать Распечатать Нет комментариев

Февраль

4 (17) ПРЕПОДОБНОГО ЕВАГРИЯ, СПОДВИЖНИКА ШИО МГВИМСКОГО (VI)

6 (19) ПРЕПОДОБНОГО АРСЕНИЯ ИКАЛ-ТОЙСКОГО (1127)

10 (23) ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЧИМ-ЧИМЕЛИ (XIII)

12 (25) ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ ИВЕРСКОЙ БОГОРОДИЦЫ

СВЯТЫХ ПРОХОРА ГРУЗИНА (X), ЛУКИ ИЕРУСАЛИМСКОГО (1277), НИКОЛАЯ ДВАЛИ (1314) И ДРУГИХ МУЧЕНИКОВ И ПРЕПОДОБНЫХ, ЖИВШИХ В ГРУЗИНСКИХ МОНАСТЫРЯХ ИЕРУСАЛИМА.

18 (2.03) СВЯТОГО НИКОЛАЯ, КАТОЛИКОСА ГРУЗИИ (1591)

22 (7.03) СВЯТЫХ ДЕВЯТИ ОТРОКОВ-МУЧЕНИКОВ (VIВ.)


Преподобного Евагрия, сподвижника Шио Мгвимского(Пещерника) (VI)

4 (17) февраля

Преподобный Евагрий был Картлийским вельможей, правителем Цихедиди. Сын благочестивых родителей, он с отрочества обучался Святому Писанию.

Однажды, Евагрий, охотясь в своих владениях, в горах Саркинети, внезапно увидел странную птицу, похожую на голубя, которая клювом куда-то несла пищу. Запомнив направление, куда она летела, Евагрий в следующий день направился туда и увидел в пещере молящегося старца.

Удивленный необычностью увиденного, Евагрий преисплонился святым рвением и кротко попросил святого отца, позволить ему остаться при нём. Святой Шио вначале отказал Евагрию, но тот настойчиво упрашивал старца. Преподобный Шио решил узнать Волю Божью и испытать твёрдость решения просящего. Он дал ему свой посох и сказал: “Опусти сей посох в реку Мтквари; река расступится, и ты пройдешь по суше. Ступай домой и распорядись своими владениями. На обратном пути опять опусти посох в реку и, если река опять расступится перед тобой, прейди ко мне, а если не расступиться, возвращайся домой, ибо, Господь не желает того, к чему стремишься ты”.

Вернувшись домой, Евагрий распорядился своими владениями, обеспечив домашних и придворных всем необходимым, роздал имущество нищим и вернулся к отцу Шио. На обратном пути чудо произошло вновь: река расступилась перед ним и дала путь вставшему на стезю ангелоподобной жизни.

Молва о подвигах преподобных Шио и Евагрия распространилась по всей Грузии. Многие оставляли мир и начинали монашескую жизнь.

Достигнув преклонного возраста, святой Шио собрал братьев и сказал им:” Выберите одного из вас, который будет пастырем этого братства, ибо настало время моего уединения. Решил я спуститься в пещеру, подготовленную мною жильём и могилой себе!”

По просьбе братьев святой Шио избрал настоятелем монастыря преподобного Евагрия.

Преподобный Евагрий покорно принял бремя настоятеля братии и с Божьей помощью и молитвами отца Шио мудро правил монастырём.


Преподобного Арсений Икалтойского (1127)

6 (19) февраля

Преподобный Арсений был одним из великих грузинских подвижников, переводчиком, энциклопедистом, гимнографом и философом на рубеже XI-XII веков. Он был сыном известного вельможи Ибади Вачнадзе. Получив с юности превосходное духовное и мирское образование, отменный знаток многих иностранных языков, мудрый и учёный богослов, он был основателем Икалтойской академии и руководил делом образования при царском дворе Давида Агмашенебели. (Возобновителя)

Подробности жизни преподобного, к сожалению, неизвестны. Известно только, что образование Преподобный Арсений получил в Византии, в Манганской академии, основанной Константином Мономахом. Там же перевел он с греческого на грузинский язык известное сочинение Георгия Амартоли “Хронограф” и сборник догматико-полемического характера, который в грузинской литературе называется “Догматикони”. Завершив своё обучение в Манганской академии, Арсений отправился на Черную Гору и провёл несколько лет под руководством преподобного Эфрема Малого (пом. 18 (31) янв.). После смерти наставника Арсений оставил Чёрную Гору, вернулся в Манганский монастырь.

По приглашению царя Давида Агмашенебели (Возобновителя) Арсений в 1114 году приехал в Грузию и обосновался в Гелатской академии. В дальнейшем Арсений перешел в Кахети и основал при Икалтойском монастыре высшую школу-академию.

Грузинская Православная Церковь причислила преподобного Арсения Икалтойского к лику святых. Он похоронен в Икалтойском храме, рядом со святым Зеноном Икалтойским.


Преподобного Иоанна Чимчимели (XIII)

10 (23) февраля

Сведения о преподобном Иоанне Чимчимели крайне скудны. Известно лишь, что он жил на рубеже XII-XIII в.в. и был великим церковным деятелем, переводчиком и философом.

Образование преподобный Иоанн получил в литературной школе знаменитого грузинского монастыря Петрицони (ныне Бачково), находящемся в Болгарии. Он перёвел несколько произведений экзегетического характера: “Толкования книги Екклесиаста” – Митрофана Смирнского, “Толкования книги Екклесиаста” – Олимпиадора Александрийского, “Толкования Евангелия от Марка” – Феофилакта Болгарского, “Толкования Евангелия от Луки” – Феофилакта Болгарского.

Переводы Иоанна Чимчимели имели большое значение для грузинской духовной литературы.

Известный церковный деятель XVIII века епископ Тимофей (Габашвили) в своем сочинении “Мимосвлани” (Путешествия), описывает фрески Иерусалимского Крестового монастыря и в числе святых отцов и мучеников называет и преподобного Иоанна Чимчимели.

Известный историк второй половины XIX века Мосе Джанашвили в “Истории Грузинской Церкви” отмечает, что Иоанн Чимчимели руководил литературной школой в Греми, где он преподавал философию, богословие, греческий, ассирийский и арабский языки.


Празднование в честь иконы Иверской Богородицы

12 (25) февраля

В период царствования императора Теофила (829-842) в Византийской империи свирепствовала страшная ересь иконоборчества.

По приказу императора, во всех сёлах и городах империи воины искали спрятанные иконы и уничтожали их.

Недалеко от Никеи проживала одна вдова, которая тайно хранила икону Пресвятой Богородицы. Искавшие иконы императорские воины обнаружили её. Один из воинов острием меча пронзил икону. Случилось великое чудо: из раны потекла кровь. Перепуганные воины бежали. Всю ночь вдова молилась перед иконой Пресвятой Богородицы, а утром, по Божьему внушению, вынесла её к морю, вновь молилась усердно и спустила её в воду.

Однажды, в сумерки монахи Афонского Иверского монастыря увидели на море столп света. Это явление продолжалось несколько дней. Спустившись к морю, монахи обнаружили, что столп света стоит над иконой Богородицы. Отцы несколько раз пытались вынести её на сушу, но она отдалялась вглубь.

Отцам Святой Горы явилась пресвятая Богородица и сказала: только Гавриил Иверский достоин вынести Святую Икону из моря. В то же время Пресвятая Богородица явилась самому Гавриилу и сказала: войди в море, пройдись по волнам с верой, вынеси святую Икону на берег и отнеси в свою обитель. Пусть все увидят воочию мою любовь и милость к вашей обители!

Войдя в море, Гавриил прошелся по волнам, словно по суше, и вынес святую Икону на берег.

Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена Икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Её обнаружили над монастырскими вратами. Икону спустили и вновь поставили в алтаре, но на следующее утро она опять оказалась над вратами. Так повторилось несколько раз, пока Пресвятая Богородица вновь не явилась Гавриилу и сказала: скажи братии, чтобы не трогали Меня более, ибо желаю чтобы не вы защищали Меня, а Я покровительствовала бы вам, и не только в этой жизни, но и в будущей. И пока в этой обители будет находиться этот образ Мой, да не оскудеет Благодать и Милость Сына Моего над вами! С тех самых пор эта икона называется “Портаитиса”.

Благодатью иконы Иверской Божьей Матери – Портаитисы, доныне творятся многие чудеса.


Святых Прохора Грузина (X), Луки Иерусалимского (1277), Николая Двали (1314) и других мучеников и преподобных, живших в Грузинских монастырях Иерусалима.

12 (25) февраля

Святой Прохор был представителем знаменитого рода Шавтели и с детства воспитывался в монастыре. В Иерусалим он прибыл в сане иеромонаха и продолжительное время подвизался в лавре святого Саввы Освященного, затем по благословению своего духовного отца Евфимий Грдзели, он начал восстанавливать обитель близ Иерусалима, называемую Грузинским Крестовым Монастырем.

По преданию, на этом месте племянник Авраама – Лот посадил три дерева – кипарис, сосну и ель. Затем эти саженцы удивительно переплелись в одно большое дерево. По приказу царя Соломона это дерево срезали для строительства храма, но затем не воспользовались им. По Святому Преданию, именно из этого дерева был сделан Крест, на котором распяли Спасителя нашего Иисуса Христа. Этот участок земли в IV веке был отдан в дар царю Мириану (пом. 1 октября). В V веке царь Вахтанг Горгасали (пом. 30 ноября) выстроил там Крестовый монастырь, который неоднократно подвергался разрушению. Для восстановления монастыря святому Прохору царь Баграт Курапалат преподнёс богатое пожертвование. Преподобный Прохор всячески украсил монастырь. Он собрал в монастыре 80 монахов и постановил им устав, подобный типикону лавры преподобного Саввы.

В конце жизни святой Прохор в сопровождении двух учеников отправился в пустыню и вскоре мирно преставился к Господу.

Несмотря на то, что о святом Прохоре мало биографических сведений, грузинские исследователи и ученые на основе различных источников приблизительно определили: Прохор должен был родиться в 985-990 гг., в 1010-1015 гг. уехал в Иерусалим, до 1025 года пребывал в лавре св. Саввы. В 1066 году преставился в возрасте 76-81 года.

Святой Лука принадлежал известному грузинскому княжескому роду. Овдовев, его мать приняла монашеский постриг в Иерусалимском Грузинском женском монастыре.

Когда Луке исполнилось двадцать лет, он отправился в Иерусалим, поклонился святым местам, проведал мать и остался в Грузинском Крестовом монастыре. Через некоторое время его рукоположили в иеромонаха и, впоследствии, по Божьей милости его избрали настоятелем Крестового монастыря. Святой Лука успешно управлял монастырем в течение трех лет.

В тринадцатом веке христианство в Иерусалиме испытывало крайнее притеснение от мусульман. Более того, все земли, на которых находились церкви и монастыри, принадлежали султану. Непомерно тяжёлые налоги душили монастыри. К этому добавилось изгнание монахов из грузинского монастыря. Желая защитить монастырь, Лука отправился к султану.

Вместо помощи султан потребовал от святого Луки принять мусульманство и взамен обещал ему должность эмира. Блаженный Лука отказался. Озлобленный султан приказал отсечь ему голову.

После исполнения страшного приговора отсеченная голова повернулась к востоку, улыбнулась и возблагодарила Господа. По приказу султана мощи святого Луки сожгли.

Святой мученик Николай Двали был сыном богобоязненных родителей. Двенадцатилетний отрок Николай направился в Кларджетскую пустынь, постригся и начал обучаться монастырской жизни. Затем он направился в Иерусалим, поклониться святым местам и обосновался в Крестовом монастыре. Объятый святым рвением служения Богу, святой Николай горячо желал принять мученическую смерть.

Из-за проповеди христианства среди мусульман, святого Николай арестовали, но христиане освободили его из заключения. По благословению духовного отца, Николай отправился на Кипр, в Грузинский монастырь. Святой молил Господа Бога о мученической смерти. И вот однажды, молясь перед иконой Предтечи Иоанна Крестителя, он услышал глас: Николай, вставай и направляйся в Иерусалим; там подвизается старец, твой соотечественник, который укрепит тебя на стезе мучений!

Святой Николай отправился в Иерусалим, нашёл старца и рассказал ему о случившемся. После усердной молитвы старца, святой Николай получил благословение идти в Дамаск.

Прибыв в Дамаск, святой вновь стал проповедовать христианство среди мусульман. За это, святого исповедника вновь арестовали, жестоко пытали и заключили в темницу. Христиане с трудом вызволили его. Освобожденный святой Николай возобновил свои проповеди. Его опять арестовали. Святой мученик, благодаря чудному явлению Иоанна Крестителя, излечился от ран. Через два месяца его вновь освободили.

Святой Николай решил вернуться в Иерусалим, но его арестовали и предложили принять мусульманство. После долгих и мучительных пыток ему присудили отсечение головы. Святой мученик повернулся лицом к востоку, с радостью склонил голову перед мечом и сказал: Слава тебе, Христе Боже, Слава Тебе, что удостоил меня принять смерть за Имя Твое!.. Отсеченная голова семь раз восславила Господа Бога и изрекла: Слава Тебе, Христе Боже! Свидетели этого чуда, мусульмане, сожгли мощи святого Николая. На месте его мучений три дня стоял столп света.

Святой Николай Двали был предан мучениям 19 октября 1314 года, во вторник. Поэтому Грузинская Церковь поминает Николая Двали еще и 19 октября.

В лице святых Прохора, Луки и Николая Грузинская Церковь чтит и испрашивает ходатайства у всех преподобных отцов, служивших в Иерусалимских грузинских монастырях, проливших кровь за Христа и другими подвигами обретших Царствие Небесное


Святого Николая, Католикоса Грузии (1591)

18 (2.03) февраля

Католикос Грузии – святой Николай был сыном кахетинского царя Левана I. В период тяжёлых для Грузии испытаний и страшного нашествия Ирана, юный царевич избрал путь иноческой жизни и стойко встал на помощь старшего брата – царя Александра I.

По Божьей Воле 28 февраля 1584 года святого Николая избрали Католикосом Грузии. Святой Николай с христоподобной пастырской самоотверженностью и верностью, характерной для царской фамилии, заботился о сохранении святости и укреплении Грузинской Церкви и активно участвовал в политической жизни страны. Награждённый высшим титулом духовной иерархии, царским происхождением и святостью, Католикос был истинным пастырем своего народа. Он заботился о водворении христианской любви между единоверными странами. Известно, что он переписывался с Патриархом Всероссийским Иовом (1586-1605). Святой Католикос Николай пожертвовал Метехскому храму Евангелие 1049 года в богатом переплёте.

Епископ Тимофей (Габашвили), рассказывая об Афонском Иверском монастыре в своём сочинении “Мимосвлани” (Путешествия), отмечает, что в трапезной находилась фреска святого Католикоса Николая.


Святых девяти отроков-мучеников (VIв.)

22 (7.03) февраля

У истоков реки Мтквари располагалось село Кола. Здесь бок о бок жили христиане и язычники. Большинство жителей были идолопоклонниками. Целыми днями дети язычников и христиан играли вместе. Когда колокольный звон оповещал о начале службы, дети христиан отправлялись в Церковь. За ними всегда увязывались девять отроков-язычников – Гурам, Адарнас, Бакар, Ваче, Бардзим, Дачи, Джуаншер, Рамаз и Парсман, но у церковных врат их всегда останавливали.

Однако, дети столь настойчиво упрашивали разрешить им войти в церковь, что однажды христиане сказали им – если вы так хотите приобщиться к христианам и ходить к нам в церковь, то примите веру Господа нашего Иисуса Христа, креститесь и причаститесь Тайн Христовых и тогда будете с нами.

Отроки с радостью обещали христианам креститься. Христиане сообщили священнику о желании отроков. Не испугавшись ожидаемого гнева язычников, священник в суровую зимнюю ночь повел детей на реку для крещения. Он окунул детей в ледяную воду и крестил их. Во время крещения случилось чудо, – вода потеплела и отроки увидели святых ангелов. Дети, получив от ангелов твердость духа, не захотели возвращаться к язычникам-родителям и остались с христианами.

Родители, узнав о крещении своих детей, силой вывели их из Церкви и с проклятиями, криками и побоями повели домой.

Дети стойко перенесли все оскорбления, унижения и мучения. В течение семи суток, голодные и холодные, они твердили одно и то же – мы христиане и не отвергнемся Господа нашего Иисуса Христа.

Разгневанные упрямством детей язычники решили побить их камнями. У истока реки, там, где отроки приняли крещение, всем селом вырыли огромную яму и кинули туда детей. Неверные родители первыми взяли камни в руки, за ними последовали и другие и вскоре яма была заполнена камнями.

Это случилось в VI веке в Южной Грузии, в историческом Тао.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>