Главная » Грузия » Религия » Православная Грузия » Календарь

Март

12 сентября 2009 Распечатать Распечатать Нет комментариев

Март

3 (16) СВЯТОГО ИОАННА КАТОЛИКОСА ГРУЗИИ (1049)

10 (23) ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ХАХУЛЬ-СКОГО, НАРЕЧЕННОГО ЗЛАТОУСТОМ (X-XI)

12 (25) ДЕНЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВТО-КЕФАЛИИ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВО-СЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1917)

СВЯТОГО ЦАРЯ ДИМИТРИЯ ТАВДАДЕБУЛИ (САМОПОЖЕРТВО-ВАТЕЛЯ) (1289)

16 (29) СВЯТОГО АМВРОСИЯ-ИСПОВЕДНИКА, КАТОЛИКОС-ПАТРИАРХА ВСЕЯ ГРУЗИИ (1927)

ПРЕПОДОБНЫХ ПИМЕНА ЮРОДИВОГО И СПОДВИЖНИКА ЕГО АНТОНИЯ МЕСХИ (XIII)

17 (30) СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГАВРИИЛА МАЛОГО (1802)

28 (10.04) ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА МАНГЛИС-СКОГО (1751)


Святого Иоанна Католикоса. (1049)

3 (16) марта

Время патриаршества святого Иоанна совпало с периодом правления страной царём Багратом IV Курапалатом. Несмотря на тяжелое экономическое и политическое состояние страны, это был период активного строительства церквей.

Святой Иоанн при содействии царя украсил кафедральный собор Светицховели, пристроил придел, построил и восстановил множество церквей.

Святой Католикос Иоанн продолжительное врем мудро и с любовью управлял своей паствой, заботился о церквах и монастырях, расположенных за пределами Грузии. По благословению святого переводились на грузинский язык богослужебные книги, жития святых и их учение.

Святой Иоанн мирно преставился в 1044 году.

Благодарный верующий народ, выражая любовь к своему архипастырю, назвал его Иоанном Златоуст – Католикосом.


Преподобного Иоанна Хахульского, нареченного Златоустом (X-XI)

10 (23) марта

Хахульский монастырский комплекс основал во второй половине X века царь Давид Курапалат в исторической области Южной Грузии – Тао, в ущелье реки Хахули, левобережного притока реки Тортоми. Эта область ныне находится в Турции и является одной из самих знаменитых достопримечательностей, часто посещаемой туристами.

Иоанн Хахульский был современником царя Баграта III Курапалата (рубеж Х-XI вв.), глубоко образованным церковным деятелем, переводчиком и каллиграфом. За особый дар красноречья его нарекли “Златоустом”.

Из разных источников выясняется, что преподобного Иоанна рукоположили в сан епископа в Болниси (Восточная Грузия), а затем перевели на Хахульскую кафедру.

Приблизительно в 1019 году преподобный Иоанн оставил Хахульскую кафедру и вместе с преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном Грдзелидзе, его духовным отцом, отправился в Иверский монастырь на Афонской Горе.

На Афоне преподобный Иоанн активно сотрудничал с преподобным Евфимикм Святогорцем (пом. 13 (26) мая), настоятелем монастыря.

Добровольный отказ от почётного сана епископа, книги, написанные им и его наречение “Златоустом” – лучшее свидетельство глубокой веры, учености и любви к Отечеству святого Иоанна Хахульского.


День восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917)

12 (25) марта

По преданию, после Пятидесятницы святые апостолы, бросив жребий, направились в разные страны проповедовать Учение Христа. Пресвятой Богородице по жребию досталась Грузия. Но к ней явился Спаситель и сказал, что в Грузию должен отправиться Андрей Первозванный. Пресвятая Богородица благословила святого апостола и дала ему свою Нерукотворную икону.

Святые Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедовали христианство на юго-западе Грузии и по всему восточному побережью Чёрного моря. Святой Симон Кананит остался в Анакопии (Северо-Западная Грузия), принял мученическую кончину и был похоронен там же. В разное время в Картли побывали апостолы Матфий и Варфоломей. Святые мощи апостола Матфия и поныне покоятся в Гонио, вблизи города Батуми.

К началу IV века, в Северо-Западной части Грузии, в Бичвинте (Пицунде), уже существовала церковная иерархия. Среди подписавших акты Первого Вселенского Собора значится епископ Бичвинтский.

В начале IV века (прибл. 325г.) в Картли (Восточная Грузия) прибыла равноапостольная святая дева Нино. В это время в Картли правил царь Мириан. По просьбе царя Мириана, Византийский император Константин Великий направил в Грузию епископа Иоанна, (впоследствии Патриарха Антиохийского), двух священников и трех дьяконов. Тот факт, что картлийцев крестил Патриарх Антиохии, обусловил впоследствии причисление Грузинской Церкви к Антиохской Патриархии.

По инициативе святого царя Вахтанга Горгасали (пом. 30 (13.12) ноября) в 472 году утвердили первого Католикоса Картли – Петра. Тогда же было учреждено двенадцать епархий.

В восьмом веке Собор Антиохской Церкви постановил: разрешить Грузинской Церкви рукоположение Католикоса, а святое Миро непременно получать из Антиохии и платить за это 1000 драхм. Вместе с тем, Картлийская Церковь обязана была во время богослужения первым поминать Патриарха Антиохии. Позже, благодаря стараниям святого Ефрема Ацкурского (пом. 17 (30) апреля), Грузинская Апостольская Церковь получила право на освящение святого Мира. (По мнению историка Грузинской Церкви – архиепископа Анания (Джапаридзе), Грузинская Церковь уже в IV веке варила и освящала Миро во Мцхета, а из Антиохии привозились лишь ароматы для него).

Однако Автокефалия и Апостольность Грузинской Церкви периодически ставились под сомнения и грузинскому духовенству приходилось вновь и вновь документально доказывать свою независимость.

В 1801 году, после известного Георгиевского трактата, Грузинская Православная Апостольская Церковь была незаконно подчинена Синоду Русской Православной Церкви.

12 (25) марта 1917 года грузинское духовенство на чрезвычайном собрании объявило о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви. В тот же год, после 106-летнего вынужденного перерыва вновь избрали Католикос-Патриарха. Эта честь выпала на неутомимого борца за независимость Грузинской Церкви – Кириона II (Садзаглишвили). Впоследствии он был коварно убит в Марткопском монастыре.

Волею Божией автокефалия Грузинской Церкви была признана всеми Православными Церквами. Но, к сожалению, этому признанию не доставало письменного подтверждения.

С Божьей помощью и неустанными стараниями Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Константинопольская Патриархия в 1990 году документально засвидетельствовала автокефалию Грузинской Церкви: 4 марта 1990 года, в день празднования Православия, Патриарх Константинопольский, Святейший Димитриос, торжественно передал Католикосу-Патриарху всея Грузии Илье II грамоту, подтверждающую автокефалию Грузинской Православной Церкви.


Святого царя Димитрия Тавдадебули (Самопожертвователя) (1289)

12 (25) марта

Святой царь Димитрий, снискавший себе в Грузии имя Тавдадебули (самопожертвователь), был правнуком Святой царицы Тамар (пом. 1 (14) мая и в день жён-мироносиц).

С отроческих лет тяжкие испытания выпали на долю будущего царя и святого: младенцем потерял он мать – убиенную захватчиками-монголами царицу Гванцу, а в десять лет – отца, царя Давида V.

12-летнего Димитрия царский двор отправил в Орду, к монгольскому правителю Абага-Хану, для утверждения его царём. Хан исполнил просьбу грузин.

Преисполненный духовной добродетели царь мудро и милосердно управлял страной, строил и восстанавливал церкви и монастыри, укреплял защитные сооружения. К сожалению, большего молодой царь не успел – Хан постоянно набирал грузинских воинов для своей воюющей армии, в которой сражались и гибли десятки тысяч лучших грузинских воинов. Истекающая кровью в чужих боях Грузия встала перед новым испытанием – началась междоусобная борьба.

От царицы Нателы, дочери правителя Южной Грузии Беки Джакели, царицы Нателы, у царя Димитрия родился сын, царевич Георгий, впоследствии – Георгий V, нареченный “Брцкинвале” (Блистательный).

После смерти Абага-Хана за трон насмерть начали биться его брат и сын Аргун. Царь Димитрий против своей воли был ввергнут в междоусобицу. Победивший Хан-Аргун, наказав всех противников, вызвал грузинского царя в Орду. Царь Димитрий сразу же догадался, что мог бы означать этот вызов. Он созвал царский двор и объявил о своём решении ехать в Орду. Поданные всеми силами старались убедить его, что нельзя идти на верную гибель и оставлять страну без царя. Только Католикос Авраам поддержал решение Димитрия – царю-христианину зачтётся за великое благо сложить голову за спасение своей страны и этим искупятся все его земные грехи, – сказал он.

Выслушав эти слова, царь с радостью стал готовиться к отъезду в Орду. Он взял с собой Католикоса Авраама, священника Моисея, сына своего Давида и избранную свиту.

В Орде вина молодого грузинского царя не была доказана, однако, его поместили в темницу. Верные поданные сумели проникнуть к нему и предложили совершить побег. Тронутый их преданностью царь отказался бежать и тем самым подвергнуть опасности свою страну. “Какая польза мне, если обрету весь мир и погублю душу свою?!”, – сказал он. При повторном судилище Хан приговорил Димитрия к смерти. Перед казнью царь усердно молился, причастился и вверил душу свою Господу. Внезапное Богоявленное чудо потрясло всех: солнце затмилось и зловещая мгла покрыла все и вся.

Святые мощи царя-мученика Димитрия, по приказу хана сторожили охранники. Католикос и священник Моисей тайно выкупили тело царя и с помощью Тбилисских рыботорговцев перевезли на родину. Его похоронили в Мцхета, в храме Светицховели в усыпальнице своих предков.


Святого Амвросия-исповедника, Католикос-Патриарха всея Грузии (1927)

16 (29) марта

Святой исповедник Амвросий (в миру – Виссарион Хелая) родился в 1861 году. Первоначальное образование получил в духовном училище, затем учился в Тбилисской духовной семинарии, которую закончил в 1885 году.

После окончания семинарии святого Амвросия рукоположили в сан священника. Восемь лет он служил священником в Сухуми, преподавал в школах грузинский язык, руководил различными благотворительными обществами. В 1896 году он овдовел, а в 1897 году поступил в Казанскую духовную академию.

Знавшие отца Амвросия характеризовали его как талантливого, образованного, необыкновенно честного, доброго, добродетельного и преданнейшего человека. Находясь в Казани он внимательно следил за литературно-культурной жизнью, за национально-освободительным движением в Грузии. Исследуя первоисточники истории Грузии, он написал несколько очерков на разные темы, в том числе и исторические. Его кандидатская диссертация на тему “Борьба христианства с исламом в Грузии ” привлекла внимание профессуры, которая рекомендовала продолжить работу над темой и представить работу на соискание ученой степени магистра.

В 1901 году святой Амвросий завершил учёбу в Казанской духовной академии. В тот же год он принял постриг и вернулся в Грузию. Вместе с наилучшими сыновьями страны он неустанно боролся за восстановление автокефалии Грузинской Церкви. Получив сан архимандрита, он был назначен настоятелем монастыря в Челиши.

Челишский монастырь в свое время был очагом духовного образования и просветительства в Грузии, но со временем количество учащихся уменьшилось, а в дальнейшем обитель совсем опустела. По разрешению епископа Леонида (впоследствии Католикоса-Патриарха), святой Амвросий собрал в монастыре одарённую молодёжь и начал обучать их Священному Писанию, церковным песнопениям…

Святой исповедник провел огромную работу по изысканию и восстановлению старинных рукописей, которыми когда-то славился Челишский монастырь. Однажды внимание настоятеля, шедшего по монастырскому двору, привлек глухой отзвук, исходивший из-под земли. Раскопав это место, в тайнике нашёл старинную рукопись. Это было знаменитое “Челишское Евангелие”, одна из древнейших грузинских рукописей рубежа IX -X веков.

Впоследствии святой Амвросий был членом Тбилисской Синодальной конторы. Вскоре его назначили настоятелем Преображенского монастыря. В 1908 году святой Амвросий был обвинён в соучастии в убийстве экзарха Никона. Его лишили права священнослужения и отправили в Рязанский Троицкий монастырь, где провел более года под строжайшим контролем.

В 1910 году святого Амвросия оправдали. В 1917 году он вернулся на родину и вместе с единомышленниками возобновил активную борьбу за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви.

Святого Амвросия рукоположили митрополитом Чкондидским, а затем перевели на Цхум-Абхазскую кафедру. В 1921 году он становится Католикос-Патриархом всея Грузии.

Советское правительство жесточайше преследовало православную Церковь и её служителей. Были разрушены и уничтожены более 1200 храмов, арестовано, сослано и расстреляно великое множество духовных лиц.

Духовный отец и пастырь народа – Катодикос-Патриарх Амвросий, в защиту грубо попранных прав Грузинской Церкви и всего народа, 7 февраля 1922 года послал меморандум участникам Генуэзской конференции, каждое слово которого было проникнуто тревогой за дальнейшую судьбу не только Родины и родного народа, но и за всё человечество в целом. Он уверял всех, что страна и правительство, лишённые христианской добродетели не имеют будущего и горячо призывал всех помочь в беде.

Сам факт послания меморандума являлся беспрецендентным случаем для большевистского режима и, разумеется, святого Амвросия арестовали. Он смело обличил правительство в злодеяниях, несправедливости и святотатстве. На одном из допросов Патриарх сказал: “Вероисповедание есть духовная потребность народа. Преследование его еще более усиливает эту потребность. Оно проникает глубже в души, сжимается там, затаивается и затем вспыхивает с большей силой. Так было всюду, так будет и у нас. Грузия не будет исключением из всеобщего правила”.

Знаменательны последние слова обвиняемого, сказанные своим палачам: “Душа моя принадлежит Господу, сердце – Родине, а с плотью делайте что хотите!” Суд приговорил Католикоса-Патриарха всея Грузии к 7 годам, 9 месяцам и 28 дням заключения.

В конце 1924 года святой Амвросий и члены Синодального Совета были амнистированы, но тяжкие испытания и преклонный возраст поколебали здоровье пастыря грузинского народа. В 1927 году он скончался.

В 1995 году на расширенном совете Святого Синода Грузинской Церкви была рассмотрено житие Католикоса-Патриарха всея Грузии Амвросия (Хелая). За заслуги перед народом и церковью его причислили к лику святых с именем Амвросия-Исповедника.


Преподобных Пимена юродивого и сподвижника его Антония Месхи (XIII)

16 (29) марта

Святой Пимен юродивый и Антоний Месхи жили в XIII веке. Это был период нашествия монголов на Грузию. Тяжкое бремя монгольского ига со всей страной разделила и Православная Церковь. Растерзанное население Грузии очередной раз на своём историческом пути стояло перед страшным выбором между физическим сохранением жизни и духовным спасением и, по Воле Божией, большинство грузин не поддавалось соблазну врага и принимало мученическую смерть за Христа.

В этот период в Давид-Гареджской обители находились преподобный Пимен юродивый, беспощадно обличавший вероотступников и преследовавший безнравственность, насаждаемую захватчиками среди населения. Его преданным соратником был преподобный Антоний Месхи, его ученик и духовный сын. Озарённые Благодатью Божией отцы, полностью сознавая, что народ следует за своим правителем, борьбу за духовное спасение народа начали с обличения царя.

Вместе с подвигами юродства и обличения царя, преподобные подвизались в проповеди христианства среди дагестанцев.

За великие заслуги в борьбе за соблюдение нравственной чистоты и сохранение верности грузин Господу, проповеди Учения Христа среди дагестанцев, Грузинская Церковь причислила Пимена юродивого и Антония Месхи к лику святых.


Священномученика Гавриила Малого (1802)

17 (30) марта

Преподобный Гавриил Малый был одним из избранных грузинских церковных деятелей XVIII века. Подробности его жизни малоизвестны, но видимо, он получил довольно хорошее для своего времени общее образование. Стремившийся к подвижнической жизни Гавриил ещё в миру всячески старался отгородиться от мирской суеты и содержал себя портняжим ремеслом. В Тбилиси у него была швейная мастерская. Большую часть дохода он раздавал нищим. Однажды он все это оставил, отправился в Давид-Гареджскую Пустынь и принял постриг.

Писательская деятельность преподобного оставила значительный след в грузинской духовной литературе. Он создал несколько сборников литургического и нравственного содержания, составленные по сочинениям известных богословов, написал оригинальные духовные сочинения.

Преподобный отличался среди братьев удивительной любовью и услужливостью: всем помогал, за всеми ухаживал, всех ободрял… Однажды, в Великий Пост, желая подвижничества, в их обитель прибыл архидиакон. Через некоторое время он заскучал по семье и решил вернуться домой. Преподобный Гавриил пошел его провожать. По дороге грабители мусульмане напали на них и отца Гавриила убили. Святые мощи преподобного братья принесли в монастырь и с почестями похоронили.


Преподобного Иоанна Манглисского (1751)

28 (10.04) марта

Святой Иоанн (Саакадзе) родился в 1668 году. С детства он воспитывался в Давид-Гареджской Пустыни. Отличающийся своей добродетельностью, Иоанн вскоре был рукоположен в сан иеромонаха, а затем – епископа Манглисского.

В 1724 году святой Иоанн направился в Дербент (Дагестан), построил деревянную церковь и начал проповедь христианства среди дагестанцев. С ним находились одиннадцать духовных лиц. Своей святой жизнью и чудотворениями Иоанн привлек внимание мусульман-дагестанцев. Его проповедническая деятельность не осталась незамеченной и для правителей.

В тот период между грузинским царем Вахтангом VI и Петром Великим велась активная дипломатическая переписка по поводу Каспийского побережья. Вскоре оба царя поняли значимость деятельности святого Иоанна и оказали ему большую помощь. Святой построил храмы в честь Рождества Богородицы и Великомученицы Екатерины.

В 1737 году Иоанн оставил своих учеников в Дагестане и отправился в Астрахань. Здесь он построил Церковь в честь Иоанна Богослова, которая в 1746 году была преобразована в монастырь. Настоятелем этого монастыря был назначен ученик Святого Иоанна – архимандрит Герман. Находясь в Астрахани, Иоанн узнал, что в Кизляре проживают много грузин и у них нет церкви. Он отправился туда, с помощью соотечественников построил Церковь и при ней открыл подготовительную школу для проповедников.

28 марта 1751 года в Кизляре святой Иоанн преставился к Господу. Его похоронили в храме, построенном им самим. Затем, по приказу царя Теймураза II, мироточащие мощи Святого Иоанна перевезли в Тбилиси и похоронили в Сионском соборе, перед иконой Манглисской Божьей Матери.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>