Главная » Грузия » Религия » Православная Грузия » Календарь

Апрель

12 сентября 2009 Распечатать Распечатать Нет комментариев

Апрель

1 (14) ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ШАВТЕЛИ, ЕПИСКОПА ГАЕНАТСКОГО И ЕВЛОГИЯ-ПРОРОКА, ЮРОДИВОГО (XIIВ.)

2 (15) СВЯТОГО ГЕОРГИЯ АЦКУРСКОГО (IX-X)

10 (23) СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ, УБИЕННЫХ В КВАБТАХЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ (1386)

15 (28) СВЯТОГО МУЧЕНИКА СУХИИ И С НИМ 16 МУЧЕНИКОВ (ПРИБЛ. 100 – 130Г.)

17 (30) СВЯТОГО ЕФРЕМА ВЕЛИКОГО, АЦКУРСКОГО (IX)

18 (1.05) ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИЯ РАТИШВИЛИ (XIIIВ.)


Преподобного Иоанна Шавтели, епископа Гаенатского и Евлогия-пророка, юродивого (XIIВ.)

1 (14) апреля

Преподобный Иоанн Шавтели, великий грузинский гимнограф, философ и риторик, жил на рубеже XII-XIII вв., в эпоху святой Царицы Тамар. Подробности его жизни весьма скудны. Известно, что образование преподобный Иоанн получил в Гелатской академии, где он изучал богословие, античную и арабскую историю, философию, литературу, а затем принял постриг и обосновался в Вардзийском монастыре.

Когда грузинское войско, под предводительством царя Давид-Сослана направилось на битву с султаном Рукн-Эд-Дином, святая царица Тамар с многочисленной свитой, состоящей из высших иерархов Грузинской Церкви, отправилась молиться в Одзрхийскую обитель. Среди сопровождавщих Царицу особо отличался преподобный Иоанн Шавтели, мудрый богослов и философ и блистательный гимнограф.

Во время литургии в Одзрхе произошло чудо: наделённый Господом даром предвидения, Евлогий юродивый трижды пал ниц, затем, воздев руки к небу, воскликнул: “Славен Бог! Всемогущ Христос!.. Не бойтесь персов!.. Милость Божия снизошла на дом Тамар!”

Всем стало ясно, что слова Евлогия были откровением Господним. Преподобный Иоанн Шавтели обратился к Царице: “Царица! Всевышний устами юродивого объявляет нам о счастливом исходе!”

Евлогий доверил свою тайну Иоанну Шавтели. Одаренный Богом даром предвидения. святой под маской юродивого скрывал свой духовный подвиг. Теперь, казалось бы, его тайна должна была непременно открыться. Однако с помощью Божьей, преданный слуга Господа смог избежать людского возвеличения и скрыться с их глаз.

Преподобный Иоанн Шавтели в честь победы Грузии в Басианской битве написал “Песнь Вардзийской Богородице”. Ему же принадлежит известная ода “Абдул-Мессия”, посвященная Святой Царице Тамар.

Преподобный Иоанн Шавтели дожил до глубокой старости и вскоре после преставления был причислен к лику святых.


Святого Георгия Ацкурского (IX-X)

2 (15) апреля

Скудные биографические сведения о преподобном Георгии Ацкурском сохранились благодаря сочинениям известных грузинских писателей-агиографов Георгия Мерчуле и Василия Зарзмского (X в.).

Святой Георгий Ацкурский жил на рубеже IX – X вв. Он происходил из аристократической семьи Шуарткели. Образование он получил в знаменитой Опизской обители. Святой Георгий долго и мудро управлял древнейшей Ацкурской епархией, которую по преданию основал святой апостол Андрей Первозванный. Здесь же оставил он Нерукотворную икону Пресвятой Богородицы (Ацкурской).

Святого Георгия, как известного писателя и церковного деятеля, хорошо знала современная ему Грузия, хотя литературные сочинения не сохранились.

Георгий Ацкурский был близок с преподобным Серапионом Зарзмским (пом. 29 (11. 11) окт.). Он присутствовал при его похоронах и активно содействовал созданию агиографической повести о жизни и деятельности преподобного Серапиона в Зарзмской обители.


Святых мучеников, убиенных в Квабтахевском монастыре (1386)

10 (23) апреля

В XIV веке, во время царствования Баграта V, Грузия пережила семь вторжений Тамерлана. Захватчики нанесли непоправимый ущерб стране, расхитили и уничтожили все, что было создано многовековым трудом, стёрли с лица земли множество церквей и монастырей.

Тамерлан разорил Картли, захватил в плен весь царский двор, вместе с царём и царицей и увёз их в Ширван. Он вынуждал царя отречься от христианства, и взамен обещал ему оставить царский титул и даровать свободу всем пленным.

Долгое время не могли сломить царя Баграта, но, в конце концов, изолированный ото всех и оставшийся без поддержки царь решился на хитрость: дать согласие внешне принять ислам, оставаясь в душе христианином. Довольный этим Тамерлан разрешил ему вернуться в Картли в царском титуле. По просьбе Баграта, Тамерлан отправил с ними двенадцатитысячное войско, которое якобы должно было содействовать в насильственном насаждении ислама в Грузии. При приближении к Хунани (Юго-Восточная Грузия), Баграт тайно сообщил обо всём своему сыну Георгию, совладетелю царского трона, и призвал его с войском перебить захватчиков.

Известие об измене Баграта и гибели войска так разъярило Тамерлан, что он тотчас направился за отмщением. Татары сокрушали все на своем пути, предавали огню города и села, разоряли и превращали в руины церкви и так дошли до красивейшей Квабтахевской обители.

Против захватчиков в Квабтахеви собрались монахи из ближайших монастырей и миряне – представители знати и простой люд.

Взломав врата, враг ворвался в монастырь и разграбил его, расхитил монастырскую сокровищницу. Страшно расправлялись они с пленными: молодых и сильных брали с собой, старых и немощных просто рубили мечом, издевались над священниками и монахами…

Упившись кровью, варвары предложили оставшимся отречься от Христа и тем самым сохранить свою жизнь, или же они угрожали сожжением заживо.

Мучеников загнали в храм, заперли и подожгли.

Треск огня эхом отдавался в горах. Объятые пламенем блаженные с пением псалмов предавали души Господу.

Это произошло в 1386 году. На церковном полу остались отпечатки сожженных тел, видимые доныне.


Святого мученика Сухии и с ним 16 мучеников (прибл. 100 – 130г.)

15 (28) апреля

Святые мученики – Сухий, Андрей, Анастасий, Талале, Тевдореите, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкта, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима – были грузинскими князьями, служившими правителю Албании (Юго-Восточное Закавказье).

Сопровождая княжну Сатенеки, дочь албанского правителя, невесту армянского царя, святые попали в столицу Армении – Арташат. Здесь они встретили старца Хризоса, рукоположенного святым апостолом Фадеем и стали его учениками. Хризос увёз с собой в Месопотамию своих новообращенных учеников и крестил их в водах Евфрата. Во время крещения они увидели восседающего на холме Христа. Новокрещенные христиане не покинули место своего крещения.

К Хризосу прибыли посланники царя Артаксара и именем царя и царицы попросили вернуть своих учеников в Армению. “Пусть сами решают, как поступать”, – ответил им старец. Взбешенные непреклонностью старца язычники зарубили мечом Хризоса и его четверых учеников. Сухию, который был родственником Сатенеки, они не посмели тронуть, боясь гнева царицы. Оставшиеся в живых новокрещённые, похоронив убиенных за веру собратьев, обосновались там же и начали отшельническую жизнь .

После мученической смерти Хризоса, настоятелем братии стал святой Сухий. Бывшие князя жили строжайшей аскетической жизнью. Питались они растительностью и родниковой водой. Постоянное пребывание под открытым небом так высушило кожу отшельников, что она стала похожей на выжженную глину, а тело покрылось волосяным покровом, защищавшим их от всякого недуга.

Новый правитель Албании – Датианос, узнав, что его поданные князя приняли Крещение и живут в отшельничестве, приказал с почестями возвратить во дворец Сухию и сподвижников, а в случае отказа убить непокорных.

Посланник правителя нашел старцев, больше походивших на дикарей, чем на князей. Он сообщил Сухию приказ правителя. Сухий мужественно отказался. Возмущённый стойкостью святых, посланник приказал связать братьев и предать их огню. Объятых пламенем песнопевших святых мучеников изрубили мечами, а их обугленные останки раскидали.

Это случилось в 123 году (по другим сведением – в 130 году, а по Афонской рукописи XI века – в 100 году).

Безбожный правитель не позволил похоронить останки святых. По Воле Божией, в течение 230 лет незахороненные святые мощи оставались нетленными. В IV веке христиане собрали их, упокоили в раку и захоронили. (Имена святых были высечены на скале).

Священномученик Григорий, просветитель Армении (+ 335) Божией на месте мучений святого Сухия и его собратьев, построил церковь и основал монастырь. Впоследствии на этом месте забил целебный источник.


Святого Ефрема Великого, Ацкурского (IX)

17 (30) апреля

Преподобный Эфрем, – один из самых значительных церковных деятелей Грузии VIII-IX веков, – был учеником и сподвижником святого Григория Хандзтийского (пом. 5 (18) октября).

По пути из Кларджети (южная Грузия) в Западную Грузию преподобный Григорий по Воле Божией встретил юного Эфрема и узрел в нём своего сподвижника. Григорий обещал юноше взять его в ученики. На обратном пути вместе с отроком Арсением, будущим Картлийским Католикосом, он увёз Эфрема в Хандзту и отдал на воспитание своим сподвижникам.

Появление отроков в обители братия встретила с недовольством, так как уставом монастыря это запрещалось. Однако преподобный Григорий объявил им, что он сделал это по Божественному Откровению и они, выросши в монастыре, будут подобными святым Ефрему Сирину и Арсению Римлянину.

Преподобный Эфрем стал епископом Ацкурским. Он был величайшим церковным деятелем своего времени. Святой Эфрем Ацкурского внёс огромный вклад в дело окончательного утверждения автокефалии Грузинской Церкви. Благодаря его стараниям Грузинская Церковь получила право на Мироварение во Мцхета. Святой Эфрем сорок лет управлял Ацкурской кафедрой. Божьей Благодатью ему были дарованы дары пророчества, предвидения, чудотворения и исцеления.

Святой Эфрем Ацкурский дожил до глубокой старости и мирно преставился к Господу. (Остальные сведения о святом Ефреме Ацкурском смотрите 25 сентября, в день поминания Арсения Великого).


Преподобного Василия Ратишвили (XIIIв.)

18 (1.05) апреля

Преподобный Василий, один из виднейших церковных деятелей XIII века, был дядей Католикоса всея Грузии Евфимия III. Он подвизался вместе с остальными богомудрыми отцами в Иверском монастыре, на Афонской Горе. Блиставшему даром предвидения, преподобному Василию явилась Пресвятая Богородица и призвала обличить безнравственность, насаждаемую захватчиками Грузии при царском дворе.

Богоносный отец, прибыв в Грузию и навестив царя, бесстрашно обличил его в невенчанном браке. Преподобный Василий наряду с царем, обличил и отступников-феодалов и открыл их тайные замыслы. Царь и его двор отвергли предложение блистающего добродетелями старца. Тогда святой старец предсказал царю будущее: “Злодейски и бесчестно будешь убит насильниками и без приюта останется царство твое и дети твои рассеяны будут и другие покорят царствие твое, и расхищено будет богатство твое!”

Предсказание святого вскоре исполнилось. А святой Василий вернулся на Афонскую Гору и мирно преставился ко Господу в Иверском монастыре.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>