Главная » Грузия » Религия » Православная Грузия » Календарь

Май

12 сентября 2009 Распечатать Распечатать Нет комментариев

Май

1 (14) СВЯТОЙ ЦАРИЦЫ ТАМАР (1213)

3 (16) СВЯТОГО КАТОЛИКОСА МАМАЯ (744)

ПРЕПОДОБНЫХ МИХАИЛА И АРСЕНИЯ УЛУМБИЙСКИХ (IX)

7 (20) ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЗЕДАЗЕНСКОГО И ДВЕНАДЦАТИ УЧЕНИКОВ ЕГО (VI)

9 (22) УСПЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ШИО МГВИМСКОГО (VI)

11 (24) БЛАЖЕННОГО ХРИСТЕСИИ, НАРЕЧЕННОГО ХРИСТОФОРОМ (1771)

13 (26) ПРЕПОДОБНОГО ЕВФИМИЯ СВЯТОГОРЦА (1028)

СВЯТЫХ МУЧЕННИКОВ, УБИЕННЫХ ПАПИСТАМИ В АФОНСКОМ ИВЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ (XIIIВ.)

18 (31) СВЯТЫХ МУЧЕНИКИКОВ – БРАТЬЕВ ДАВИДА И ТАРИЧАНА (693)

19(1.06) РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНО, НРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИИ (ВСТУПЛЕНИЕ В ГРУЗИЮ, 323) ПОМ. 14 (27) ЯНВАРЯ

20 (2.06) ПРЕПОДОБНЫХ ЗАВУЛОНА И СОСАННЫ, РОДИТЕЛЕЙ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНО (IV)

23 (5.06) ПРЕПОДОБНОГО ДАМИАНА (1157)

27 (9.06) ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИЯ, СЫНА ЦАРЯ БАГРАТА III (XIВ.)

ПРЕПОДОБНОГО МИКЕЛА ПАРЕХСКОГО (VIII-IX)


Святой царицы Тамар (1213)

1 (14) мая

В 1166 году у царя Георгия III родилась единственная дочь Тамар. Отец при жизни провозгласил совладелицей трона двенадцатитилетнюю дочь. Весь царский двор единогласно присягнул в верности и служении ей, а после кончины царя Георгия в 1184 году, признал её единственной повелительницей и правительницей всея Грузии.

В начале своего царствования Тамар созвала Церковный Собор, она смиренно обратилась к духовенству: “Рассудите по правде, утверждая добро и отвергая зло. Начните с меня, ибо сей царский венец дан свыше в знак Богослужения. Да не препятствует вам ни богатство знати, ни бедность черни. Вы словом, а я делами, вы проповедью, а я законом, вы воспитанием, а я образованием – будем заботиться о вверенных нам Богом душах и совместно соблюдать Закон Божий, дабы не быть совместно наказанными, вы – как пастыри, а я – как царь, вы – как хранители добра, а я – как владетельница этого добра!..” Страна сразу ощутила силу царского правления Тамар.

Церковь и царский двор выбрали ей жениха – младшего сына Суздальского князя Андрея Боголюбского – Юрия, нареченного в Грузии Георгий-Руси и настояли на этом выборе. К сожалению, он не оказался достойным супругом царицы Тамар и брак их вскоре распался. Георгию-Руси выдали щедрое вознаграждение и отправили в Константинополь.

Многие ближневосточные правители и цари желали супружества царицы Тамар, но она отказывала всем. По настоянию царского двора Тамар дала согласие на повторный брак, но жениха выбрала по совету своей воспитательницы – Русудан, родной сестры царя Георгия III. Им оказался потомок царя Георгия I, сын правителя Овсети – Давид-Сослан Багратиони.

В 1195 году, под предводительством атабека Иранского Азербайджана – Абубекра начался совместный мусульманский поход на Грузию. По приказу государыни Тамар был объявлен всеобщий сбор войска и, одновременно, поручено владыке Антонию Чкондидскому, чтобы во всех церквах и монастырях Грузии беспрерывно служились всенощные и литургии, щедро раздавалась милостыня. За десять дней войско было готово. Перед началом битвы царица Тамар обратилась к войнам: “Братья мои! Пусть сердца ваши не дрогнут перед множеством врага и малочисленностью вашей, ибо Господь с нами. Доверьтесь только Богу и сердца ваши праведно обратите к Нему, и все упование ваше на Крест Христов и предстательство Пресвятой Богородицы положите”. Сама государыня, разувшись, поднялась в Метехский храм и преклонив колени пред иконой Пресвятой Богородицы слезно и неустанно молилась до тех пор, пока не прибыла добрая весть победы – неравный бой в окрестностях Шамхора закончился полной победой православного грузинского войска!

С этого времени грузинские войска постоянно побеждали тюрков, являясь защитой всего Закавказья. В результате, на рубеже XII-XIII веков Грузия приобрела такой политический авторитет, с которым считались и христианский запад и мусульманский восток.

Военные успехи Грузии встревожили весь тогдашний исламский мир. Султан Рукн-эд-Дин решил объединенными силами мусульман окончательно разрешить этот наболевший для них вопрос и во главе громадного войска двинулся на Грузию. Встав лагерем близ Басиани (южная Грузия), он направил к царице Тамар посла с дерзким требованием – сдаться без боя. В награду за послушание султан обещал ей женится на ней с условием, что та примет ислам; если же Тамар сохранит христианство, он обещал сделать её своей наложницей, заключив в свой многочисленный гарем… Когда посол зачитал требование Рукн-эд-Дина, весь царский двор возмутился. По приказу Царицы Тамар посла щедро одарили и выпроводили вместе с грузинским послом и ответным письмом: “Ты полагаешься на свое богатство и многочисленность войска и не ведаешь Суда Божьего, – говорилось в ответном послании, – я же, уповаю только на Всемогущую Десницу Божию и содействие Креста Христова, тобою поруганного. Да исполнится Воля Божья, но не твоя, Суд Божий, – но не твой!”

Срочно были созваны войска со всей Грузии. Царица Тамар самозабвенно молилась пред иконой Вардзийской Богоматери за победу грузинского войска.

Уповая на Господа и слезные молитвы царицы, грузинское войско направилось к Басиани. Грузины наголову разбили врага. Басианская победа имела огромное значение не только для Грузии, но и для всего христианского мира.

Подобные победы усилили богомольность Царица Тамар. Днем она блистала во всем своем царском великолепии, мудро судила и руководила государственными делами, а ночью, коленопреклоненная, слезно молилась и вымаливала у Господа Бога укрепления христианской веры. Выполняя свой христианский долг, Тамар занималась и рукоделием, раздавая свое шитьё бедным.

Однажды, уставшая от молитв и рукоделия, Тамар задремала и ей было видение: войдя в роскошно убранный дом она увидела золотой трон, густо усыпанный драгоценностьями, и направилась к нему. Внезапно её остановил увенчанный сияющим ореолом старец, сказав, что трон этот предназначен её служанке, которая собственноручно сшила облачения двенадцати священникам и указал царице другое место. Проснувшись, святая царица Тамар немедленно приступила к делу и собственноручно сшила ризы для двенадцати священников.

По примеру своего великого прадеда – святого царя Давида Агмашенебели (Возобновителя, пом. 26 января), царица Тамар милостыню раздавала лишь только из средств, вырученных своим рукодельем.

История сохранила трогательное воспоминание из жизни царицы Тамар. Однажды собираясь на праздничную литургию в Гелати, она прикрепляла рубины к царскому поясу. В это время ей сообщили, что у монастырской башни нищая просит милостыню. Государыня приказала подождать. Закончив облачение и выйдя к башне, Тамар никого там не застала, страшно разволновалась, упрекая себя в том, что отказав нищей, она тем самым отказала самому Христу. Тотчас сняла она с себя царский пояс, причину своего искушения, и пожертвовала её иконе Гелатской Богородицы.

Во время царствования Царицы Тамар был высечен скальный город Вардзия. Великий Пост богоносная царица проводила там. В это же время были построены храмы Питарети, Квабтахеви, Бетания и мн. др. Святая царица Тамар щедро одаривала церкви и монастыри не только на территории Грузии, но и за её пределами – в Палестине, на Кипре, Синайской Горе, Чёрной Горе, Греции, Афонской Горе, Петрицони (Болгария), Македонии, Фракии, Румынии, Исаврии, Константинополе.

Богомудрая царица упразднила смертную казнь.

Постоянное тайное соблюдение строгого монашеского режима в мирской жизни – пощение, каменное ложе, босые литии надломили здоровье царицы Тамар. Она долго скрывала от окружающих свой недуг, но когда боли стали нестерпимыми, вынуждена была сказать об этом. Самые маститые врачи того времени не смогли определить болезнь государыни. Всю Грузию объял страх бедствия. От мала до велика – все горячо молились за свою царицу-заступницу. Вся страна превратилась в молитвенный дом. Люди были готовы пожертвовать не только собою, но и своими детьми, ради жизни любимой царицы.

Предчувствуя свой отход в мир иной, Тамар попрощалась с царским двором и с молитвой обратилась к иконе Господа Иисуса Христа и Животворящему Кресту: “Господи Иисусе Христе! Неистощимый Владыка Неба и Земли! Тебе вручаю порученное мне государство это и народ, искупленный Честною Кровью Твоею, детей моих, которых ты мне даровал и душу мою, Господи!”

Доныне покрыта завесой тайны и окружена легендами история строго засекреченного захоронения царицы Тамар. Некоторые исторические источники местом её гробницы называют Гелати – родовую усыпальницу Багратионов, некоторые же – склеп Иерусалимского Крестового монастыря.


Святого Католикоса Мамая (744)

3 (16) мая

Святой Мамай правил Грузинской Церковью в 731-744 годах.

Биографические сведения о нем не сохранились. Известно лишь, что святой Мамай был настоятелем Зедазенского монастыря и упоминается в списке Зедазенских отцов.

Выдающегося своей деятельностью и одарённого высокой духовной мудростью святого Мамая избрали Католикосом Грузии. Это было трудной и почетной обязанностью, ибо Католикосы и цари Грузии являлись первой мишенью врага. К тому же, если для царей дипломатические маневры и компромиссы в определённой мере были допустимы и даже обязательны, то от своего архипастыря верующий народ всегда ожидал проявления одной возвышенной добродетели.

Из всех Грузинских Патриархов, достойно нёсших тяжёлый мученический крест архипастыря Грузинской Церкви, доныне канонизированы лишь восемь. Тот факт, что святой Католикос Мамай является одним из них, наилучшим образом свидетельствует о значимости его подвигов.

Грузинская Православная Церковь, благодарная за беззаветную деятельность святого Мамая и ныне с надеждой смотрит на своего мудрого пастыря.


Преподобных Михаила и Арсения Улумбийских

3 (16) мая

Биографические данные о жизни святых Михаила и Арсения не сохранились. Известно лишь, что они были современниками Иерусалимского Патриарха Сергия (843-859). В синодике Иерусалимского Крестового монастыря существует запись: “Святые отцы наши Михаил и Арсений, основатели Улумбо”. По-видимому, Арсений и Михаил были основоположниками грузинского монашества на горе Олимп.

По предположению одного из известнейших специалистов истории грузинского средневековья – Павла Ингороква, Арсений должен быть учеником преподобного Григория Хандзтийского (пом. 5 октября), “Прекрасный муж, добрый монах полный мудрости, сын великих дворян, родственник великого Ефрема, епископа Ацкурского”. Предполагается, что он из Хандзтийской обители прибыл в Палестину и служил вместе с Макарием Лететели. Впоследствии святой Арсений в Малой Азии, на горе Олимп основал грузинский монастырь. Когда двадцать лет спустя туда прибыл преподобный Илларион Грузин (пом. 19 ноября), там он застал лишь троих монахов-грузин. Несомненно, они должны быть учениками Михаила и Арсения. Грузинская Православная Церковь причислила к лику святых основателей грузинского монастыря на горе Олимп – преподобных Михаила и Арсения.


Преподобных Иоанна Зедазенского и двенадцати учеников его (VI)

7 (20) мая

Преподобный Иоанн Зедазенский и его ученики Авив Некресский, Антоний Марткопский, Давид Гареджский, Зенон Икалтойский, Фадей Степанцминдский, Исе Цилкансий, Иосиф Алавердели, Исидоре Самтавнели, Микаел Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского были сирийскими подвижниками и являются основоположниками монастырской жизни в Грузии.

Духовное образование преподобный Иоанн Зедазенский получил в Антиохии. Еще в ранней молодости он принял постриг и удалился в пустыню.

Преподобный Иоанн прославился подвигами и чудотворениями. Толпы любознателей устремлялись к нему, и святой счел нужным удалиться. Взяв с собой нескольких учеников он выбрал отдаленное место и, построив келии, начал отшельническую жизнь.

Однажды преподобному Иоанну явилась Пресвятая Богородица и наказала: выбрать двенадцать монахов и идти с ними в Грузию, обращенную в христианство равноапостольной Нино, дабы укрепить в народе христианский дух. Святой Иоанн объявил об этом явлении ученикам, а после долгого поста и молитвы выбрал двенадцать из них: Шио, Давида, Антония, Исе, Иосифа, Фадея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона и Авива. Настоятелем оставшимся в пустыне ученикам блаженный поставил старца Евфимия, а сам со своими двенадцатью братьями направился в Грузию.

Светозарным ангелом грузинскому царю и Католикосу было подано знамение о прибытии преподобных отцов – сонма светил, воссиявших в Месопотамии, и те поспешили встретить их с подобающими почестями. На подходе к Мцхета святых отцов встретили царь Фарсман и Католикос Евлавий со свитой.

Святые отцы поклонились мироточащему древу Светицховели (Животворящий Столп) и Ризе Господней (праздн. 1 октября.). А затем святой Иоанн с учениками поклонились грузинским святыням.

По благословению Католикоса Евлавия, святой Иоанн и его ученики обосновались на Зедазенской горе, где раньше было языческое капище идола Задени. Монахи жили в убогих келиях, питались растительностью и непрестанно молились.

Верующие, узнав о подвигах святого Иоанна и его учеников, толпами устремились к Зедазенской горе. Многие из них загорелись искренним желанием монашеской жизни, многие оставили суетный мир и поселились на Зедазени. Так Зедазенская гора превратилась в обитель отшельников.

Однажды ночью святому Иоанну вновь явилась Пресвятая Богородица и благословила разослать учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. Собрав утром учеников и сообщив им о явлении Пресвятой Богородицы, преподобный Иоанн сказал: “Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие.

Разослав своих учеников, Святой Иоанн вместе с дьяконом Илией остался на Зедазенской горе и принялся за обычные подвиги. Зедазенская гора была безводной. Святой Иоанн молил Бога об истечении источника, и Благий Господь подал целительный источник на вершине горы. Молитвами святого Иоанна свершилось много чудес. Медведь, часто приходивший к источнику, был приручен и стал хранителем и защитником Зедазенской обители. С тех пор зверье зедазенского леса не вредило населению того края. По молитве преподобного заговорил немой, начал ходить больной, парализованный с детства.

После долгих лет самоотверженного труда, Господь указал ему день его кончины. Преподобный, призвав своих учеников, напутствовал их, благословил и завещал похоронить его в той пещере, в которой жил. После причастия преподобный Иоанн узрел небо отверзшееся и небесные бесплотные силы с сонмами святых. Господь призвал к себе святого со словами: “Я есть Господь Бог Авраама, прародителя твоего: Приди и дам отдохновение ради трудов твоих”. Святой Иоанн с молитвой отошёл к Господу.

Огорченные расставанием с пастырем ученики сочли, что убогая пещера недостойна быть усыпальницей их пастыря и его тело с почестями похоронили в храме у подножья горы. Неожиданно началось сильное землетрясение и не прекращалось до тех пор, пока перепуганные ученики не вспомнили о завещании пастыря и не догадались, что землетрясение это было Небесным Знамением. Ученики вместе со священником и дьяконом извлекли из усыпальницы святые мощи пастыря и похоронили по его завещанию. Во время извлечения святых мощей исцелилось множество больных и одержимых.

В X веке, при Католикосе Клименте (908 – 923), с южной стороны пещеры-усыпальницы выстроили храм в честь Иоанна Крестителя. Усыпальница святого Иоанна Зедазенского находится у жертвенника этого храма.

Священномученик Авив (пом. 29 ноября) стал епископом Некресским по просьбе царя Картли – Фарсмана VI и Католикоса Евлавия. Преисполненный ревностью по Богу епископ обратил многих язычников в христианство. Это было время, когда в Восточной Грузии персы насильственно насаждали огнепоклонство. Св. епископ Авив залил водой жертвенник огнепоклонников и потушил “святой огонь”. Разъяренные персы связали святого епископа Авива и жестоко избили, а потом забили камнями. По приказу марзпана (правителя, назначенного персами), останки священномученика трое суток находились под открытым небом, но ни птицы, ни звери к ним не прикасались. На четвертую ночь монахи Рехского монастыря с великими почестями унесли мощи священномученика Авива в Самтависский монастырь и похоронили там. Впоследствии, по приказу правителя Картли – Стефана, нетленные мощи святого Авива перезахоронили из Самтависского монастыря в Мцхетский Самтавройский храм, в алтаре под Святым Престолом.

Святой Антоний Марткопский (пом. 19 янв.) постоянно носил с собой Нерукотворную икону Христа, которую по воле Божьей увез из Эдесса. Любитель одиночества, святой поселился в Лоноатском ущелье, но любознательность христиан, привлечённых его благодатными молитвами и чудотворством, мешала его уединению. Святой Антоний построил монастырь для сподвижников, сам же уединился за рекой Алазани, а впоследствии на Акрианских горах. Монах-отшельник питался травами и корой деревьев. Господь послал ему оленей, которых он доил и питался их молоком. Святой Антоний построил на вершине горы столп и пребывал на нём 18 лет. Преподобному Господом было указано о его кончине. В это время святой Антоний коленопреклонно молился перед иконой Спасителя. Останки Святого Антония ученики с почестями спустили со столпа и похоронили в монастыре перед иконой Божьей Матери.

Святой Давид Гареджский (пом. в первый четверг после Вознесения) вначале обосновался в новой столице Картли – Тбилиси, выбрав гору на окраине города. Своими удивительными проповедями и праведной жизнью он многих огнепоклонников обратил в христианство. Разъяренные язычники подкупили беременную распутницу и обвинили преподобного отца в прелюбодеянии. На суде святой посохом коснулся живота распутницы и сказал: “Именем Господа Бога моего Иисуса Христа приказываю тебе, младенец, сообщить, кто является твоим отцом!” Младенец из материнской утробы назвал имя настоящего отца. Разъяренная толпа камнями забила клеветницу. Угнетённый тем, что не смог унять ярость толпы и препятствовать кровавой расправе, святой Давид, разостлав свою мантию по реке Мтквари (Куре), не внимая горячим просьбам тбилисцев, вместе со своим учеником Лукиане уплыл по течению.

Преподобные Давид и Лукиане поселились в пустыне, называемой Гареджи. Господь послал сподвижникам чудесную пищу: ежедневно, кроме среды и пятницы, к ним приходило стадо оленей. Лукиане доил их, а Давид освящал крестом, и молоко свертывалось в сыр. Вскоре о чудесах, творимых гареджскими отшельниками, узнал весь тот край, и многие устремились к ним, возлюбив пустынножительство.

Из села Ниноцминда к святому Давиду пришел благочестивый монах Додо (пом. в четверг после Вознесения), который, по указу пастыря, построил монастырь в честь Пресвятой Богородицы на восточном конце гареджского хребта, ныне называемый “Додос рка” – “Ветвь Додо”. Через некоторое время преподобный Давид отправился в Иерусалим. Прибыв в Святой Град, монах, считая себя недостойным такой чести, не посмел вступить в городские врата. Он долго и горячо молился у ворот, потом взял с того места три камня и унес с собой как святыни. В ту ночь Ангел Божий явился Патриарху Иерусалима Илие и сказал, что пришедший из Грузии инок Давид по вере своей забрал с собой всю благодать Иерусалима. Гонцы Патриарха догнали преподобного Давида. Святой отдал два камня, третий же принёс с собой в Гареджскую обитель. После долгой многотрудной богоугодной жизни святой Давид уснул сном праведных и похоронен в Гареджской обители.

Святой Исе Цилканский (пом. 2 декабря) был посвящен в сан Цилканского епископа Католикосом Евлавием по совету святого Иоанна Зедазенского. Преподобный своей проповедью обратил многих неверующих ко Христу и вскоре собрал многочисленный приход. Он, как и все ученики Иоанна, был наделён даром чудотворения. Однажды преподобный Иоанн решил испытать духовность и благочестивость своих учеников и потребовал от них чудес. Когда настал черёд преподобного Исе, тот спустился к берегу реки Ксани, осенил реку крестом, коснулся посохом и изрёк: “Именем Господа Моего приказываю следовать за мной!” Река оставила свое русло и потекла, следуя посоху преподобного отца. Святой Исе довёл реку до Цилканского Храма. Это чудо заставило многих обратиться в христианство. Святому Исе Свыше было указано время своей кончины. Он причастился святых Христовых Тайн и в молитвах предал душу свою Богу. Святой Исе похоронен в Цилканском храме Пресвятой Богородицы.

Святой Иосиф Алавердский (пом. 15 сентября) не расставался с крестом который был сделан из Честного Древа Животворящего Креста. По благословению своего наставника – преподобного Иоанна он проповедовал в разных уголках Кахетии (Восточная Грузия) и, наконец, обосновался в Алавердской пустыне. Однажды преподобный Иосиф встретился с местным вельможей и проповедовал ему слово Божие. Вдохновлённый благодатной проповедью отца Иосифа, вельможа построил Алавердский монастырь. Жители того края узнали о подвигах святого Иосифа и устремились к нему, чтобы услышать от него слово истинного Учения. Многие остались с ним. Со временем число пустынников постоянно увеличивалось. После многолетнего подвижнического труда святой Иосиф, назначив своего ученика настоятелем монастыря, мирно отошёл к Господу. Над его гробницей в усыпальнице Алавердского храма и поныне совершается множество чудес.

Святой Шио Мгвимский (пом. в четверг Масленицы и 9 мая) с юношества был учеником Иоанна Зедазенского и последовал за ним в Грузию. Преподобный Шио обосновался к северо-западу от Мцхета, в местности, называемой Саркине. Монаха, служившего в пустынном месте, благословляла сама Матерь Божия своими чудными явлениями. Голубь в клюве носил пищу преподобному отцу. Свидетелем этого чуда стал охотившийся в тех местах правитель Цихедиди – Евагрий (пом. 4 (17) февраля). Посетив монаха, он стал его учеником. Вскоре к этому месту устремились жаждущие пустыннической жизни. Святой Шио основал в Саркине обитель, где вокруг него собралось 2000 монахов. Преподобный Шио обучал их настоящей аскетической жизни. После совершения многих чудес святой Шио дал обет провести остаток дней своих в пещере, вырытой им самим возле монастыря. Преподобный назначил настоятелем монастыря Евагрия, а сам спустился в пещеру и провел там 15 лет, с миром отдав душу Богу. Покоятся мощи святого Шио в той же пещере и на его святой могиле поныне совершаются чудеса.

Святой Исидор Самтавийский, по благословению пастыря – Иоанна Зедазенского многие годы проповедовал в Картли. Затем основал Самтависский монастырь в честь Нерукотворной Иконы Спасителя на восточном берегу реки Рехула и там же почил с миром. Преподобный Исидор похоронен в Самтависском храме.

Святой Фадей Степанцминдский проповедовал вначале во Мцхета, затем у подножия Зедазенской горы построил монастырь. После кончины пастыря – Иоанна он продолжал проповедовать в Картли и построил множество церквей. Среди них особо отличается Урбнисский храм святого первомученика Стефана. Затем он обосновался в пещере Цлевской Горы, близ города Каспи. Там он преставился и похоронен там же.

Святой Стефан Хирсский вместе со своими сподвижниками проповедовал в Кахети (Восточная Грузия). Затем, близ Хорнабуджской крепости основал Хирсинский монастырь первомученика Стефана. Похоронен в монастырском храме, у Жертвенника.

Святой Зенон Икалтойский проповедовал в Северной Кахетии. Затем в Икалто основал монастырь. После долгих лет подвижнического труда мирно почил в Бозе. Похоронен в храме Нерукотворной Иконы Спасителя.

Святой Пирр Бретский, “Божественный образ покаяния” основал монастырь в Брета, на левом побережии реки Джварисцкали. Его святые мощи похоронены в церкви этого монастыря.

Святой Михаил Улумбийский проповедовал в Северной Картли и в Осетии (нынешняя Северная Осетия). В местности Улумбо основал обитель. Там же и покоятся его чудотворные святые мощи.

В лаврах и обителях, основанных святыми сирийскими отцами, воспитывались грузинские юноши. Из этих обителей расстилались благодать и благословение на всю страну. Эти обители и их основатели – святые отцы стали покровителями Грузии, её защитниками от неверия и нечисти.


Успение преподобного Шио Мгвимского (VI)

9 (22) мая

Преподобный Шио Мгвимский, один из самых знаменитых сирийских отцов – проповедников христианства в Грузии был родом из Антиохии. Его родители, благочестивые дворяне, дали отличное образование единственному сыну. Скромный, добрый и богочестивый Шио отличался особой любовью к Святому Писанию.

Двадцатилетний Шио, узнав о подвигах преподобного Иоанна (пом. 7 мая), вместе со своими учениками ведущего жизнь отшельника в пустыне, тайно покинул родительский дом и отправился в пустыню, дабы увидеться с Иоанном. Святой Иоанн согласился принять его своим учеником только с разрешения родителей. Шио вернулся домой, но родителям ничего не сказал.

Прошло время. Родители Шио ушли в монастырь. Шио продал все имущество, роздал его нищим, вдовам, сиротам, пустынникам, освободил рабов и направился к Иоанну.

Преподобный Иоанн с радостью принял Шио, постриг его в монахи и разрешил ему остаться в пустыне.

Двадцать лет пребывал преподобный Шио вместе с Иоанном в пустыне. У преподобного Иоанна было Откровение – избрать двенадцать учеников и идти в Иверию для укрепления христианского духа в Грузии. В числе учеников был и Шио.

В Грузии святой Иоанн с учениками обосновался на Зедазенской горе. Впоследствии, по благословению Грузинского Католикоса Евлавия и святого Иоанна, сподвижники разошлись для проповеди по разным краям Картли (Восточная Грузия).

Преподобный Шио по разрешению своего духовного отца, обосновался недалеко от Мцхета, в местности, называемой Саркине и начал отшельническую жизнь. Много лишений и искушений пришлось претерпеть ему, но он стойко выдержал все испытания. Преподобному, подобно Илие Фесвитянину, пищу носили птицы.

Однажды после всенощной, на рассвете вся окрестность озарилась лучезарным светом и святому Шио явились Пресвятая Богородица и святой Иоанн Креститель. После этого преподобный Шио с еще большим рвением молился и подвизался пустыне.

Как-то раз в горах Саркинети охотился полководец царя Парсмана, владелец Цихедиди – князь Евагрий (пом.4 февр.).

Познакомившись со святым Шио, он пожелал остаться с ним в пустыне. Вскоре об этом узнала вся Картли и многие верующие устремились к ним. Большинство из них, следуя примеру Евагрия, остались в пустыне. Однажды, преподобный Шио в молитве просил Бога указать место для возведения церкви. Святой держал на ладони горящие уголья и кадил. Следуя за дымом, поднимавшимся с его ладони, он посохом обозначил то место, где дым прямым столбом поднялся вверх – здесь должно было возводить церковь!

Царь Парсман, узнав о решении своего полководца, огорчился и сам пожаловал в пустыню. Увидев удивительное благочестие святого, он снял с себя царский венец и преклонил колено перед ним. Преподобный Шио почтенно благословил царя, поднял его и собственноручно короновал царским венцом. Вся царская свита преклонила колена перед святым отцом, и он благословил их. Среди них был вельможа с поврежденным в бою глазом. Преклонив колено пред Шио и коснувшись увеченным глазом его обуви, он мгновенно исцелился.

Царь Парсман спросил преподобного, какие нужды испытывают пустынники. Преподобный ответил: “О, владыка! Сердца царей находятся в Божьем распоряжении. Что сердце подскажет, то и делай!” Вдохновлённый ответом преподобного, царь пожертвовал для строительства церкви много средств, 4 села, потир и дискос, золотой крест и богато убранное Евангелие времён святого царя Вахтанга Горгасали.

Когда строительство церкви было завершено, царь Парсман прибыл в пустыню вместе с духовенством. Прибыл и сам Иоанн Зедазенский и освятил храм. После этого число братства пустынников достигло 2000 человек.

Многие стремились хотя бы раз увидеть отшельника-чудотворца, получить от него благословение и исцеление. Святой Шио творил много чудес. Однажды волк повадился к монастырю и перегрыз много ослов. Узнав об этом, Святой Шио молитвенно просил Бога превратить этого волка в хранителя ослов. Так и получилось. С тех пор волк преданно пас монастырских ослов.

Однажды Иоанн Зедазенский призвал своих учеников, желая проверить высоту их духовности, и велел им показать чудеса. Когда настал черёд святого Шио, он положил на ладонь горящий уголь и, посыпав его ладаном, начал кадить. Видящие это великое чудо славили Бога.

Впоследствии преподобный Шио, по благословению своего духовного отца Иоанна Зедазенского и Католикоса собрал своих учеников, назначил им правило, поставил настоятелем преподобного Евагрия, благословил и уединился в собственноручно вырытую пещеру. 15 лет провел преподобный Шио в пещере в посте и молитве. Получив Свыше указание о дне своей кончины, он причастился и, возведя руки к небу, со словами “О, Владыка, Молю тебя о душе своей”, почил с миром.

При нашествии иранского шаха Абасса I его воины забрали святые мощи Шио Мгвимского в Иран. В тот год страшная чума поразила Иран. Перепуганные захватчики вернули святые мощи в монастырь, называемый Шио-Мгвиме.


Блаженного Христесии, нареченного Христофором (1771)

11 (24) мая

Блаженный Христесия был крепостным, родом из Эгриси (Западная Грузия). С юношеских лет он мечтал о богослужении и отшельничестве, но по приказу своего барина был вынужден жениться и вскоре у него родился сын. Через некоторое время жена и сын умерли. Барин пожелал снова женить Христесию, но блаженный пошел к духовнику, рассказал ему о своих бедах и попросил совета. Духовный отец посоветовал ему оставить суетный мир и уединиться в Давид-Гареджскую пустынь. Окрыленный советом духовного отца, Христесия бросил все и уединился в монастыре Иоанна Крестителя Давид-Гареджской пустыни. Святой провел много лет в послушании, снабжал монастырь дровами и водой, выполнял все добросовестно и послушно. Он был уже в преклонном возрасте, когда принял постриг. Его нарекли Христофором. Его ежедневное занятие было таковым: за семь километров от монастыря был зарыт в землю кувшин (пифос), который он ежедневно наполнял водой. Рядом стояла хижина, у входа которой висел кувшинчик, издалека видимый любому путнику, дабы они могли утолить жажду. Тут же для путников блаженным отцом был разбит огородик. Святой Христесия со всеми делился пожертвованиями. Каждую субботу он варил коливо (кутью) из пожертвованной пшеницы и меда и делил её на три части. Для поминания усопших пожертвователей, усопших отцов Давид-Гареджи и всех усопших в православной вере.

Узнав о чьей-нибудь ссоре или ненависти, святой Христофор тотчас направлялся к ним и ласково уговаривал помириться: “Дети мои! Если не послушаетесь меня, который из-за вас пришел сюда, уйду в скорби и возрадуется нечистый дух, не желающий мира между вами и направит на вас пущее испытание. А я голодный пришел к вам, и голодный уйду от вас!” Его благочестивый нрав и слова согревали сердца враждующих и способствовали их примирению.

Однажды святой Христесия после вечерней молитвы отправился в село. Была жара, и в обратный путь он пустился в сумерки. Ночь была безлунная, и вскоре идти стало трудно. Святой Христесия остановился, чтобы помолиться. Внезапно впереди появилось нечто светящееся, которое освещало ему путь. Испуганный монах стал молитвенно просить Бога отвести от него испытание, затем осенил себя крестом и продолжил путь. Светоч вел его всю ночь, пока он не достиг желаемой деревни.

Его келия была убогой, узкой. Спал он на дощатом ложе, подстелив под собой овечью шкуру, а изголовьем ему служил булыжник. Одет он был в овечий тулуп, обут в лапти. Все, что ему подавали, раздавал другим (не заботясь о завтрашнем дне, не собирая земные блага).

Святой Христесия, нареченный Христофором, почил с миром на 80-том году жизни в 1771году.


Преподобного Евфимия Святогорца, переводчика (1028)

13 (26) мая

Преподобный Евфимий был сыном святого Иоанна Святогорца (пом.12 июля). Святой Иоанн в мирской жизни был полководцем царя Грузии Давида Курапалати.

Когда преподобный Иоанн служил на горе Олимп, византийский император уступил ранее захваченные грузинские земли Давиду Курапалати и взамен потребовал заложников – детей высшей аристократии. Среди заложников оказался и малолетний сын Иоанна – Евфимий. Иоанн поздно узнал о пребывании своего сына в Константинополе, смиренно выпросил его у императора и взял с собой в монастырь. К этому времени юный Евфимий уже забыл родной язык.

Вскоре по всем монастырям горы Олимп прославилось имя преподобного Иоанна и он оставил эту пустыню и вместе с сыном и несколькими учениками отправился на Афон, в лавру Афанасия Афонского.

На преподобного Евфимия с юности снизошла благодать Духа Святого. Однажды отрок тяжело заболел. Отец потерял всякую надежду на выздоровление и послал инока к священнику, дабы соборовать и причастить умирающего. Сам же отправился в церковь и, пав ниц пред иконой Пресвятой Богородицы, начал молится. Когда святой Иоанн вернулся в келию, его встретил совершенно выздоровевший сын. Он рассказал отцу, что ему явилась великолепная Царица и по-грузински спросила: “Что с тобой, что беспокоит тебя, Евфимий?”. “Умираю, Царица”, – ответил отрок. Тогда Царица обняла его и сказала: “Встань, не бойся и свободно говори по-грузински!”

После этого чудного исцеления грузинская речь, как вода из прозрачного родника лилась из уст Евфими, и красноречием он превосходил всех.

Преподобный Иоанн вознес благодарственную молитву Господу и объяснил сыну значение этого видения: “Сын мой! Наша страна испытывает большой недостаток книг. Вижу, Господь наградил тебя и теперь надо трудиться, дабы умножить мзду за долги перед Господом”. Святой Евфимий принялся выполнять наказ отца и вскоре удивил всех своими успехами. Житие преподобного Евфимия описана святым Георгием Святогорцем (пом. 27 июня). Он называет более 50 переводов, сделанных святым Евфимием.

После кончины отца настоятелем Афонского Иверского монастыря стал Евфимий. Этот монастырь основали его отец – Иоанн вместе с преподобным Иоанном-Торнике (пом.12 июня).

Должность настоятеля монастыря наложила на Евфимия много различных обязанностей, и заниматься переводами ему приходилось ночами.

Много чудес сотворил преподобный Евфимий. Однажды, еще при жизни отца, страшная засуха поразила Византию. Земля потрескалась от жары, засохла вся растительность. Святой Иоанн наказал сыну вместе с братьями пойти в церковь святого Илии пророка и отслужить всенощную. Во время чтения Евангелия на небе появились темные тучи, а в момент причастия начался дождь.

Однажды, поднявшись на Афонскую гору на праздник Преображения Господня, верующие увидели отца Евфимия, объятого Божественным Огнём. Народ пал ниц перед ним. Святой успокоил их словами: “Не бойтесь братья, ибо призрел Господь и Христос восславил свой праздник”.

Преподобный Евфимий четырнадцать лет руководил Афонским Иверским монастырем. Так как литературная деятельность требовала много сил и времени, по завещанию своего отца – преподобного Иоанна, передал бразды правления монастырем преподобному Георгию (пом. 28 июля), сам же уединился в своей келии и полностью отдался переводам.

Однажды святого Евфимия призвал император Византии Константин VIII. Перед отправлением преподобный Евфимий собрал братию и попросил молиться за него. Затем навестил своего друга молодости – Феофана. При прощании Феофан обнял его и со слезами сказал: “Горе мне, бедному, ибо не увижу тебя впредь во плоти, святой отец!” Преподобный Евфимий подтвердил предсказание.

Император с великими почестями принял преподобного. Во время праздника Иоанна Богослова (пом. 8 мая), после литургии святой Евфимий решил проведать иконописца, которому ранее заказал икону. Ему оседлали новообъезженного мула. По пути к иконописцу дорогу ему преградил нищий и попросил милостыню. Преподобный потянулся за кошельком. Почуя ослабление узды, мул дёрнулся и сбросил святого отца.

Умирающего святого оплакивала вся Византия. Его святые мощи захоронены в храме имени Иоанна Крестителя Иверского монастыря.


Святых мучеников, убиенных папистами в Афонском Иверском монастыре (XIIIв.)

13 (26) мая

На Афонской Горе грузинские монахи начали поселяться в 50-х годах X столетия и вскоре там основали Иверский монастырь.

Афонская Гора часто подвергалась нападению и разорению чужеземных захватчиков. С 1259 по 1306 год папские воины неоднократно опустошали монастыри Афонской Горы. За преданность православной вере зверски были убиты монахи Протата, обителей Зографа, Ватопеда, и др. Эта жестокая участь не миновала и монахов Иверского монастыря. В тот период в Афонском Иверском монастыре совместно служили грузины и греки. Из Грузии на служение в Иверский монастырь устремилось новое поколение монахов. Крестоносцы потребовали от Иверских монахов принятия католичества и признания папского примата. Монахи бесстрашно обличили их заблуждения и предали анафеме за проповедь ереси.

Согласно Афонскому Патерику, Иверских отцов изгнали из обители. Двести старейших старцев посадили на корабль и утопили в море, а молодых и здоровых монахов вместе с монастырской сокровищницей отправили в Италию и продали в рабство иудеям.

Это произошло в 1259 году, по некоторым же источникам – приблизительно в 1276-80 гг.


Святых мучеников братьев Давида и Таричана (693)

18 (31) мая

Святые мученики Давид и Таричан были сыновьями благоверных христиан Вардана и Тагине, находившихся в родстве с царями Грузии.

Давид и Таричан еще в детстве потеряли отца, и их владения захватил брат матери – язычник Феодосий. Тревожась о том, что, достигнув совершеннолетия, братья будут претендовать на законное наследство, Феодосий решил обратить в язычество сестру. “Оставь веру Распятого и прими мою, и я усыновлю сыновей твоих”, – уговаривал он сестру. Тагине твердо воспрепятствовала коварному замыслу брата: “Довольно того, что присвоил все владения сыновей моих и отцовское наследство. А наследства Отца Небесного не сможешь отнять у них!” – отвечала она ему.

Увидев стойкость сестры, нечестивый Феодосий решил испытать отроков, ласковыми речами отравить их души и отвратить с пути истинного. Он позвал их, обнял, угостил сластями и сказал: “Теперь вы мои сыновья и все принадлежащее мне – ваше. Доверьтесь мне, как сыновья любящие и покорные любимому отцу. Оставьте веру вашего отца, и я дам вам веру лучшую!” Отроки, выслушав дядю, после короткого раздумья ответили ему твёрдо: “Мы вполне довольны той верой, которой следовал наш отец, и будем ей верны, пока души наши пребывают в наших телах. Мы готовы на всякое испытание ради любви и Страстей Господних – Отца нашего Небесного!”

Феодосий не посмел тронуть племянников и с миром отпустил их, хотя решил тайно убить их. Тагине, предчувствуя надвигающуюся беду, бежала к родственникам в Южную Грузию – в Тао. Феодосий, узнав, что они пасут овец на вершине горы, устроил им засаду. Братья услышали шум и вскоре увидели вооруженных воинов. Вначале они испугались, но блаженный Давид, узнав родного дядю, обрадовался и направился к нему. Нечестивый Феодосий мечом поразил приближавшегося Давида. Выпавший из юных рук святого мученика пастуший посох превратился в огромное дерево. Увидев убиение брата, юный Таричан бежал. Но нападавшие, догнав Таричана, закололи его и пустились наутек. Вернувшись, убийцы увидели ослепшего Феодосия, которого настигла Кара Божия. Онемевшие от ужаса воины не смогли тронуться с этого места. Раскаявшийся Феодосий горько рыдал.

Тагине гневными слезами обличала брата: “Почему отнял свет очей моих. Не довольно ли было тебе моего вдовства, не довольно ли было тебе наследства сыновей моих и моего беженства и гонения, зачем преследовал, пока не погасил солнце дней моих. Неужели не вспомнил чрево, родившее тебя и меня, грудь, вскормившую и тебя и меня, почему погасил свет мой, о нечестивый!” Слушатели безмолвно внимали обличениям безутешной матери и горькими слезами оплакивали невинных отроков.

Когда мать ласкала убитых сыновей, Феодосий обратился к ней: “Для тебя воссиял луч Света Недостижимого, от Света того Непреходящего и Истинного, Света Нескончаемого: Моли святых мучеников своих ходатайствовать по милости своей пред Господом Богом, дабы мне, недостойному, быть достойным Печати Христовой, Бога Милостивого, пришедшего на землю. Верую я в Истинного Бога – Христа!”

Услышав эти слова, Тагине взяла землю, окропленную святой кровью Давида, положила на ослепшие глаза брата и он мгновенно прозрел. Это случилось в 693 году.

Как свидетельство святости и мученичества братьев, Вселюбящий Господь лучезарным светом озарил ночью их тела.

Феодосий покаялся перед Католикосом, просил отпущения грехов, принял христианство и построил церковь в честь святого Давида.

Мощи святого Таричана с почестями увез правитель Диври и построил в селе церковь его имени.


Преподобных Завулона и Сосанны, родителей святой равноапостольной Нино (IV)

20 (2.06) мая

По церковному преданию, равноапостольная святая дева Нино (пом. 14 января и 19 мая) была родственницей святого великомученика Георгия (пом. 10 ноября). Во время мученичества святого Георгия из Каппадокии в Рим прибыл “некий вельможа, раб Божий Завулон”. Завулон начал служить в царской армии и вскоре прославился как удалой наездник и несравненный воин. Во время битвы с франками “Господь Бог одарил победой Завулона” и он пленил царя франков и его свиту и привел римскому императору. Царь приговорил пленных к смертной казни. Перед смертью пленные изъявили желание принять христианское крещение. Когда об этом сообщили царю и Патриарху, смертников окрестили и крестным отцом их стал Завулон. Он же выпросил у царя пощады своим крестникам.

Благодаря заслугам святого Завулона почти все франки обратились в христианство. Грузинский гимнограф-аноним Х века, восхваляя святую Нино, пишет: “Отец – Завулон обратил франков мечом, а дочь – блаженная Нино обратила грузин Животворящим Крестом”.

Святой Завулон отправился в Иерусалим поклониться святыням. Он роздал все свои трофеи нищим, а сам подвизался на послушании Патриарху Иерусалимскому – Ювеналию. Патриарх женил его на своей сестре – Сосанне. Святые Завулон и Сосанна отправились в Каппадокию. Там у них родилась дочь – Нино, которую мать воспитывала в служении убогих и нищих.

Когда дочери исполнилось двенадцать лет, Завулон и Сосанна, распродав все своё имущество, отправились в Иерусалим. Завулон, по благословению Патриарха Ювеналия, удалился в пустыню. Место пребывания святого Завулона известно только Богу. Святую Сосанну, мать святой Нино, Патриарх благословил на служение немощным и нищим.

Только грузинские источники сохранили сведения о родителях святой Нино.


Преподобного Дамиана (1157)

23 (5.06) мая

Преподобный Дамиан (в миру – царь Димитрий I) был сыном святого царя Давида Агмашенебели (Возобновителя, пом.26 января).

Давид ещё при жизни провозгласил сына совладельцем трона и собственноручно возложил царский венец.

Еще при жизни Давида снискал совладелец трона Димитрий славу. В 1117 году отец направил его в поход в Ширван. Юный полководец провёл блистательную военную операцию и поразил всех своим военным мастерством. Он взял крепость Каладзори и победоносно вернулся с трофеями и бесчисленным количеством пленных.

Царь Димитрий I энергично приступил к защите и приумножению отцовского наследия и защите границ Грузии, расширяя к тому же владения государства. В период царствования Димитрия возродились Эрети, Сомхити, Ташири, Джавахети, Артаани и побережная часть Тао, пришедшие в упадок вследствие нашествия турок.

Не миновали победоносного царя Димитрия злые козни врага: его сын, наследник престола, носивший славное имя великого деда – царевич Давид поддался уговорам изменников и стал жертвой заговора. Главой заговора был Иван Абулели. Димитрий быстро подавил мятеж, направленный против единства Грузии, но, когда открылось участие царевича в заговоре, разочарованный поведением наследника, царь яснее узрел всю суетность мирской жизни, отказался от трона в его пользу и удалился в пустыню Давид-Гареджи. Там он принял постриг и нарёкся Дамианом. Через шесть месяцев владения троном царь Давид скоропостижно скончался. Защищая интересы царства, Дамиан-Димитрий вынужден был оставить монастырскую обитель, возвратиться на трон и энергично вмешаться в государственные дела. Однако совладельцем трона он провозгласил сына Георгия. Во время пребывания в пустыне Давид-Гареджи преподобный Дамиан сочинял проникновенутые духовностью гимны. Из сохранившегося литературного наследия славного царя и преподобного Дамиана-Димитрия особо отличается гимн, восхваляющий Пресвятую Богородицу – “Ты есть лоза”.

Еще в XVIII веке портрет святого Дамиана-Димитрия был изображен на стене монастыря Давид-Гареджи, но время и варварское поведение советских военных, служащих на Гареджском полигоне, уничтожили его. Стенная роспись в Мацхвариши (Латали, Сванетия, Северо-Западная Грузия) сохранила фреску благоверного царя Дамиана-Димитрия.

Проникнутый глубокой духовностью и твердой христианской верой царь Дамиан-Димитрий завершил строительство Гелатского монастыря, начатого еще великим Давидом Агмашенебели.

Преподобный Дамиан-Димитрий преставился в 1157 году и похоронен Гелатском монастыре.


Преподобного Василия, сына царя Баграта III (XI)

27 (9.06) мая

Преподобный Василий, сын царя Баграта III (XI в.), подвизался в Хахульской обители (южная Грузия, ныне территория Турции) и руководил церковно-духовным просветительством южной Грузии.

Иоанн Батонишвили (Багратиони), известный этнограф XVIII века в своем сочинении “Калмасоба” так характеризует его: “Василий Багратиони был глубоко просвещенным в философии и богословии. Он владел несколькими языками и занимался переводами, создавая высоко ценимые риторико-ораторские сочинения. Совершенного в монашестве и церковно-духовном образовании преподобного Василия называли драгоценностью Грузии”.

Вахушти Батонишвили (Багратиони), известный историк и географ XVIII века в своём сочинении “Древняя история Грузии”, делая обзор культурного развития Грузии времён Баграта IV, в числе выдающихся церковных деятелей называет Василия: “Переводчиками того времени были: Василий, сын Баграта:”

В “Житии Георгия Святогорца” автор – Георгий Малый – вспоминает подвижника Хахульского монастыря “Великого Василия, сына царя Баграта III, который в тот период был пастырем и просветителем нашей страны”.

Впоследствии преподобный Василий отправился на Афон и пребывал там до самой смерти. Там и написал святой Василий “Воспевание святому отцу Евфимию”.


Преподобного Микела Парехеского (VIII-IX)

27 (9.06) мая

Преподобный Микел Парехский, известный церковный деятель VIII-IХ вв. был родом из Шавшети (Южная Грузия), из села Норгиали. Постриг он принял в Мидзнадзори.

Святой Микел направился к монахам Хандзтийского монастыря, настоятелем которого был преподобный Григорий Хандзтийский (пом. 5 октября), и неподалеку, в труднодоступном скалистом пещерном месте, построил маленькую часовню и жилье для братии (название обители -”Парехи” означает “Пещеру”). Господу Богу были благоугодны подвиги блаженного отца, и Он даровал ему дар чудотворения. Святой Микел по Божьему Откровению направил своих учеников Серапиона и Иоанна в Самцхе для строительства монастыря, и те построили в Зарзма чудную обитель.

Преподобный Микел почил в глубокой старости. Похоронили его в им же основанной Парехской обители. Приходящие на его могилу верующие получали благодатное излечение.

После преставления преподобного Микела Парехского, его житие, подвиги, учения и чудотворения описали его ученики, но, к сожалению, эти сочинения не сохранились. Однако сведения о преподобном Микеле Парехели сохранились в агиографических сочинениях Х-ХIвв.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>