Главная » Грузия » Религия » Православная Грузия » Календарь

Июнь

12 сентября 2009 Распечатать Распечатать Один комментарий

Июнь

1 (14) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ ШИО НОВОГО, ДАВИДА, ГАВРИИЛА И ПАВЛА ГАРЕДЖСКИХ, (1696-1700)

8 (21) СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТЕВДОРЕ (1609)

9 (22) ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ШАВТЕЛИ, ЕПИСКОПА ГАЕНАТСКОГО (XIII) (СМ. 1 (14) АПРЕЛЯ)

12 (25) СВЯТОГО ИОАННА-ТОРНИКЕ СВЯТО-ГОРЦА (X)

13 (26) СВЯТОГО АНТИМА ИВЕРСКОГО (1716)

16 (29) СВЯТОЙ КАИХОСРО ГРУЗИНА (1612)

17 (30) СВЯТОГО МУЧЕНИКА ШАЛВЫ АХАЛЦИХСКОГО (1227)

21 (4.07) СВЯТЫХ ЦАРЕЙ-МУЧЕНИКОВ АРЧИЛА (744) И ЛУАРСАБА (1622)

27 (10.07) СВЯТОГО ГЕОРГИЯ СВЯТОГОРЦА (1065)

30 (13.07) СВЯТОЙ ЦАРИЦЫ ДИНАР (X)


Святых Преподобномучеников Шио Нового, Давида, Гавриила и Павла Гареджских (1696-1700)

1 (14) июнь

Святые Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел подвизались в Гареджской пустыне в конце XVII века.

Преподобный Шио был родом из Картли. Его родители Папуна и Тамар были богатыми и влиятельными людьми. В семье было восемь детей – пять сыновей и три дочери. После смерти родителей братья Шио, не сумев разделить имущества, так перессорились, что старший брат убил младшего.

Узнав об этом, блаженный Шио решил удалиться от мирской суеты, из-за любви к которой братья могут убивать друг друга, а сын – отца. В своей исповеди духовнику Шио поделился своим желанием оставить этот суетный мир. Духовный отец посоветовал ему постричься в монахи и уйти в Гареджскую пустыню.

В этот период настоятелем Гареджского монастыря был преподобный Онуфрий (Мачутадзе), который и до этого случая неоднократно предлагал Шио: “Приходи, брат Шио, в мой монастырь и здесь закончим свой век”.

Онуфрий с радостью принял Шио, известного в народе своей бескорыстностью, честностью и верностью, предоставил ему отдельную келью и сделал послушником.

Неутомимые подвиги блаженного Шио, смирение и любовь к братии дали свои плоды – многие приходили к нему за советом, часто настоятель доверял ему ведение монастырских дел.

Однажды, уехав по монастырским делам, настоятель Онуфрий перепоручил Гареджский монастырь блаженному Шио. Когда после вечерней молитвы и трапезы уставшая монастырская братия разошлась по келиям, на них напала разбойничья банда лезгинов. Они захватили их вместе с иеромонахом Шио и в зверских мучениях убили старцев Давида, Гавриила и Павла. Воспользовавшись возникшей суматохой, некоторые из монахов попытались бежать, но даже убегающих неверные беспощадно рубили саблями.

Кровью наполнялись монастырь и кельи. Затем лезгины ограбили мучеников, переломали и предали огню все церковное имущество, часть бросили в колодец, топорами изрубили святые иконы.

По благословению Католикоса и приказу царя изрубленные на куски тела святых мучеников предали земле южнее от могилы Давида Гареджского.


Священномученика Тевдоре (1609)

8 (21) июня

Святой Тевдоре был простым сельским священником. Жил он в начале XVII века, в селе Квелта. В те времена Иран и Турция враждовали между собой за политическое влияние на Ближнем Востоке. В начале 1609 года османы одержали победу и захватили Багдад, а затем часть Южной Грузии – Самцхе и в июне того же года напали на Восточную Грузию.

В это время в Грузии царствовал молодой царь святой Луарсаб II (пом. 21 июня). Когда османы вступили в Картли, царь Луарсаб пребывал в летней резиденции – в крепости Цхирети. Османы, осведомлённые о местопребывании царя и малочисленности его войска, решили напасть на крепость, захватить царя и тем самим покорить Грузию.

Османы проворно перешли через Триалетский хребет и подступили к Манглиси, сметая на своём пути всё и вся. Манглисский храм Успения Божьей Матери и само село чудом уцелели от разгрома. По словам летописца, “густой туман покрыл храм и село и сделал их невидимыми врагу”.

Царь Луарсаб ничего не знал о нападении. Врагу оставалось совсем немного до крепости Цхирети, к которой вели несколько дорог.

Недалеко от Манглиси, в Квелта, турки пленили священника Тевдоре, честного слугу Господа и преданного царю и родине. При наступлении врага священник не успел бежать вместе с односельчанами, так как запирал церковь и прятал церковную утварь. Угрожая мучительной смертью, османы приказали отцу Тевдоре проводить их к крепости Цхирети.

Тевдоре повёл вражеское войско дорогой, уводящей от крепости Цхирети. После долгого блуждания по бездорожью, узким скальным тропам и непроходимым чащам, османы догадались, что они обмануты. Озлобленные и горящие жаждой мести, османы отрубили священнику голову.

Жертвенный подвиг Тевдоре принёс свои плоды: святой царь Луарсаб успел укрепить свои позиции, собрать войско, и враг был истреблён.


Святого Иоанна-Торнике Святогорца (X)

12 (25) июня

Святой Иоанн Святогорец (в миру Торнике эристави) был военачальником Грузинского войска. Знаменитый своими боевыми успехами, благородный и несравненный рыцарь, любимец царя Давида Курапалати, Торнике в расцвете своей военной карьеры бросил мирскую жизнь, избрал подвиг монашества и отправился на поиски своего духовного отца и наставника – святого Иоанна (пом. 12 июля) на гору Улумбо (Олимп). Узнав, что преподобный Иоанн переселился на Афон, Торнике устремился туда и, по благословению Иоанна, поселился с ним в лавре, руководимой святым Афанасием Афонским.

После того как Иоанн-Торнике обосновался в лавре святого Афанасия, из Грузии туда прибыло столько жаждущих монашеской жизни, что Иоанн, по благословению святого Афанасия, отдельно построил новую церковь в честь Иоанна Богослова, были построены келии и, таким образом, на Афоне основалась грузинская община.

В это время против несовершеннолетних наследников престола Греции Василия и Константина восстал военачальник малоазиатских войск – Барда Склярос. Вдовствующая царица Феофания, надеющаяся на помощь грузинского царя, обратилась к Иоанну-Торнике с просьбой отправиться в Грузию, доложить царю о тяжести положения и собрать грузинские войска для помощи царице. Иоанн-Торнике вначале отклонил эту просьбу, ибо считал невозможным для монаха переступать обратно порог мирской жизни. Однако, по просьбе братии и по благословению Афанасия Афонского Иоанн-Торнике отправился в Грузию и передал царю Давиду Курапалати письмо царицы Феофании. Царь был рад вновь видеть своего любимого полководца, согласился удовлетворить просьбу царицы, с тем условием, что войском будет руководить сам Иоанн-Торнике. Никакие объяснения не смогли переубедить царя, и Иоанн-Торнике вынужден был согласиться возглавить войско Грузии. С Божьей Милостью и мудрым руководством Иоанн-Торнике двенадцатитысячная армия грузин наголову разбила во много раз превосходящее войско восставшего безбожного Скляроса и изгнала его из Греции.

После победы Иоанн-Торнике сразу же отправился на Святую Гору. Братья с радостью приветствовали его и возблагодарили Господа Бога за его мирное возвращение в обитель.

Преподобный Иоанн-Торнике отличался удивительным смирением. Он полностью отрекся от своей воли и доверился пастырской воле с таким жаром рвения, что ничего не делал без его благословения. “Волю свою и самого себя после Господа вверяю Тебе, спаси меня по воле Твоей!” – говорил он своему духовному отцу – Иоанну.

Монастырская братия часто просила бывшего победоносного полководца – Иоанн-Торнике рассказать о его доблестных делах, и ему приходилось вспоминать своё славное прошлое. Однажды святой Иоанн, духовник Иоанна-Торнике, посоветовал ему впредь делиться своими мирскими воспоминаниями только со старцем Гавриилом (пом. 12 июля), из уст которого не слетало ни одно суетное слово. С этого дня от преподобного Иоанна-Торнике слова никто не слышал. Он в молчании и в уповании на Господа провёл остаток дней своих и почил с миром.


Святого Антима Иверского (1716)

13 (26) июня

Святой Антим Иверский был одним из самих просвещенных людей своего времени, владел многими иностранными языками – греческим, румынским, старославянским, арабским, турецким, был сведущ в теологии, литературе и природоведении. Он был необыкновенно одаренным и блистательным знатоком во всех областях искусства. Был известен как великолепный каллиграф, мастер по резьбе на дереве и талантливый скульптор. Он был также реформатором литературного румынского языка, блистательным писателем и признанным оратором.

Об отрочестве и юности этого удивительного человека сохранилось очень мало сведений. Известно, что он был уроженцем Самцхе (Южная Грузия). Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Антима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство. Из рабства его выкупил Иерусалимский Патриарх Досифей и оставил при себе. Период пребывания в Иерусалимской Патриархии Антим использовал для усовершенствования мастерства, углубления знаний. Уже известный художник, гравер и каллиграф, приблизительно к 1690 году, по приглашению Влахского царя Константина Бринковиана отправился во Влахию. По прибытии во Влахию Антим возглавил создание типографии. Печатное дело в стране приняло невидимый размах и достигло верха совершенства. Вдохновителем, организатором и осуществителем всего этого был грузинский мастер, который всюду и всегда особо подчеркивал свое происхождение “от грузинского корня”. Антим Иверский сумел превратить Влахию в центр Православия, снабжающий книгами весь христианский Восток.

В 1694 году Антима назначили настоятелем Снаговского монастыря. Здесь он основал новую типографию.

В 1705 году Антима, “избранного из избранных настоятелей Влахии”, возвели в сан епископа Римники, а в 1708 году рукоположили Венгро-Влахским митрополитом. Утверждение Антима митрополитом было большим счастьем для всей страны. В связи с этим фактом настоятель одного из монастырей пишет: “На Влахскую землю пришел большой человек, свет принес божественный Антим, Венгро-Влахский иерарх, сын мудрого Иверского рода. Господь Бог наградил его неиссякаемым источником мудрости, дабы он мог совершать добрые подвиги и с помощью своей типографии принес пользу народу этой страны”.

Под непосредственным руководством святого Антима во Влахии построили более двадцати церквей и монастырей. Особо надо отметить построенный в центре г. Бухареста монастырь “Всех Святых”. Главные входные дубовые врата храма и резной грузинский орнамент на камне исполнил сам Антим Иверский. Митрополит составил также устав для монастыря. Антим придавал решающее значение вопросу независимости монастыря. Именно поэтому монастырь “Всех Святых” он объявил независимым от греческой церкви.

Со дня утверждения митрополитом святой Антим неустанно боролся за освобождение Влахского народа от ига чужеземных захватчиков. В первый же день, представ перед паствой, Антим в своей речи отметил: “Вы сумели свято и незапятнанно сохранить Православие, несмотря на то, что окружены и туго связаны насилием других народов и переносите несметные лишения и беды, которые всегда приносят те, кто самовольно господствуют на этой земле: Хотя я был недостоин и младше других, как Давид был младшим среди своих братьев, Господь Бог, невзирая на мою бедность и инородство, поставил вашим пастырем. С вами буду я делить грядущие горести и беды, выпавшие на нашу долю!”

Его слова оказались пророческими: В 1714 году турки казнили Князя Влахии Константина Бринковиану, а в 1716 году – последнего Князя Влахии – Кантакузена, и на трон посадили фанариота Николо Маврокордата, покорного слугу завоевателей.

В эти тяжелые времена Антим Иверский сплотил вокруг себя группу Влахских бояр-патриотов, целью которых было освобождение родины от господства турок и фанариотов. Заподозрив неладное, Николо Маврокордат приказал Антиму добровольно отказаться от сана митрополита. Когда Антим не подчинился, Маврокордат обратился с жалобой к Константинопольскому Патриарху Иеремии. Собор епископов, на котором не присутствовал никто из Румынского духовенства, утвердил, что “заговорщика и революционного подстрекателя восстания” предать анафеме, отлучить от церкви и объявить недостойным монашеского сана.

Но Николо Маврокордат не удовлетворился лишением Антима сана Венгро-Влахского митрополита, надо было изгнать его из Влахии, и он достиг своей цели: Антим был изгнан на Синай , в монастырь святой Екатерины. Митрополита Антима, преданного румынскому народу и любящего этот народ, глубокой ночью вывезли из города, так как боялись недовольства населения, но Антим Иверский не достиг Синайской Горы:

14 (27) сентября 1716 года, невдалеке от Галиполия, на берегу реки Дульчия, протекающей по Адранополю, турецкие воины зарубили святого Антима Иверского и раскромсанные его святые останки сбросили в реку.

Так завершилась земная жизнь еще одного грузинского святого, который все свои неисчерпаемые силы, талант и знания посвятил восстановлению Влахской народной культуры и укреплению духа этого народа в Православной Вере.

В 1992 году Румынская Церковь причислила Антима Иверского к лику святых и днем его памяти постановила 14 (27) сентября, день его мученической кончины. Грузинская Церковь поминает Антима Иверского 13 (26) июня.


Святого Каихосро Грузина (1612)

16 (29) июня

Сведения о Святом Каихосро встречаются в произведении известного церковного деятеля и писателя XVIII века епископа Тимофея (Габашвили).

Владыка Тимофей, описывая Иерусалимские святыни, фрески, поминальники Грузинского Крестового Монастыря, отмечает, что среди фресок с изображениями святых отцов и мучеников была фреска преподобномученика Каихосро Грузина.

Согласно поминальникам Иерусалимского Грузинского монастыря, в 1612 году святого Каихосро пытал Шах-Абасс за почитание святых икон.


Святого мученика Шалвы Ахалцихского (1227)

17 (30) июня

Святой Шалва Ахалцихский был великолепным полководцем войска святой царицы Тамар (пом. 1 мая и в неделю жен мироносиц). За преданность, отвагу и доблесть великая царица даровала ему титул князя Ахалцихского. За бескорыстность в службе великая царица пожаловала ему звание главнокомандующего.

Во время царствования Русудан, дочери святой царицы Тамар, в Грузию ворвались полчища Джалал-Эд-Дина. Главнокомандующим грузинскими войсками был назначен другой полководец – Иоанн Атабек. Около села Гарниси шесть тысяч грузин насмерть встали против двухсоттысячной армии мусульман. Командование передовым отрядом главнокомандующий поручил отважным и доблестным братьям – Шалве и Ивану Ахалцихским, – а сам остался в основных частях войска, для решающего боя.

Бесстрашно ввязался в бой малочисленный передовой отряд грузин с намного преобладающим численно вражеским войском. Самоотверженно бились братья, напрасно ожидая поддержки от главнокомандующего, но “не пожелал оказать помощь Иоанн Атабек, которого обуял не страх, а зависть. О, зависть – источник всех зол”, – пишет летописец.

Враг разбил грузинское войско. Четыре тысячи грузин погибло в этой неравной битве. Убит был Иван Ахалцихский, а самого Шалву взяли в плен и представили перед Джалал-Эд-Дином.

Несказанно обрадовался Джалал-Эд-Дин, увидев знаменитого на Востоке воина и полководца, с почестями принял его, щедро одарил и обещал еще большие почести, если Шалва изменит веру.

“Отрицание Истины Божией невозможно для меня, ибо Воля Божия поставила меня воином Христовым”, – отважно ответил святой.

Джалал-Эд-Дин упорно старался склонить к мусульманству святого Шалву, но когда понял, что его старания напрасны, что ни за какие земные блага Шалва Ахалцихский не предаст христианскую веру, приказал умертвить его пытками.

После долгих пыток полумертвого мученика бросили в темницу, где он и преставился.


Святых мучеников царей Арчила (744) и Луарсаба (1622)

21 (4.07) июня

Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма, прозванный за свирепость и беспощадность грузинами “кру” (глухой), ворвался в Грузию, в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила – Мир. Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала: “Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!”.

Уповая на Господа Бога и милость Пресвятой Богородицы, Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь. Битва закончилась победой грузин. Бежавшим неверным Господь Бог послал ещё одну кару: от сильнейшей бури река, по которой переправлялось войско сарацинов, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь, но Всевышняя карающая Десница утопила их в морских водах.

Раненный в бою царь Мир вскоре занемог и перед смертью завещал царство своему брату – Арчилу.

Двенадцать лет восседал Арчил в Кутаиси и всячески пытался восстановить разрушенное единство Грузии. Освободив Картли, он принялся за присоединение Кахети, Мтианети, Эгриси, Абхазии и Самцхе-Джавахети. Фактически господство арабов не распространялось дальше окрестностей Тбилиси и Мцхета.

Разрушенная от Мурвана страна еще не залечила раны, когда новая волна арабских захватчиков под предводительством Чичум Асима накатила на Картли, опустошила её и направилась в сторону Кахети. У истекавшей кровью Грузии не было никаких сил противостоять врагу. Боголюбивый царь Арчил решил положить душу свою за христиан и направился к Чичум Асиму для перемирия.

Чичум Асим с почестями принял царя Арчила и, начав искушать льстивыми речами, потребовал принятия ислама. Помазанник Божий ответил: “Если послушаюсь тебя, то после смерти должен мучиться навеки. Бог наш и Спаситель принёс себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его!”

Разгневанный Чичум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.

В это время перед Чичумом предстал некий армянин-мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где захоронили клад Картлииский царь и царь греков – Геракл.

Чичум Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа.В ответ святой Арчил сказал: “Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом – на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда царь Геракл путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой еще при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости”. Разъярённый Асим спросил: “Ты был там, когда сарацины были истреблены в Абхазии?” Святой Арчил бесстрашно ответил: “Бог животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их”. Эти слова так разгневали Чичум-Асима, что тот приказал: “Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях!”

Слуги вывели царя, самоотверженно предавшегося Воле Божьей, на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы. Встав на колени, воздев руки к небу и благодаря Творца, молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом.

Ночью преданные слуги тайно перевезли тело святого царя Арчила и с почестями похоронили в храме Ноткора, построенном им же самим. Это случилось в 744 году.

Святой Луарсаб был единственным сыном царя Картли Георгия X. Четырнадцатилетнего Луарсаба короновали в 1606 году. В тот же год на престолы вступили: в Имерети – Георгий III, а в Кахетии – Теймураз I.

В 1609 году турки вместе с крымскими татарами внезапно напали на Картли. Царь Луарсаб с малочисленной свитой в это время находился в своей летней резиденции и наверно не сумел бы спастись от внезапного нападения врага, если бы не героический поступок простого сельского священника – Тевдоре (пом. 8 (21) июня), который повёл войско неприятеля по бездорожью в обратную сторону от Цхиретской крепости. Тем временем царь Луарсаб успел собрать войско и у Ташискари разбил врага наголову. В то время царю было 17 лет.

В это время Ираном правил известный своей жестокостью и коварством Шах-Абасс I, всеми силами пытавшийся завладеть Восточной Грузией. Он предложил царю Картли – Луарсабу убить царя Кахети – Теймураза и обещал ему Кахети, а царю Теймуразу предложил убить царя Луарсаба и обещал отдать Картли. Доблестные молодые цари легко разгадали козни коварного шаха и, Божией милостью, Грузия была спасена от братоубийства.

Шах-Абасса тревожило единство грузинских царей. Он решил одним ударом расправиться с ними: обоих царей, Луарсаба и Теймураза, пригласил на царскую охоту, намереваясь убить. Молодые цари вновь разгадали кровавый замысел шаха и, поклявшись друг другу “положить душу свою за Христа”, решили не являться к шаху и принять открытый бой. Они были уверены в победе, но из-за измены потерпели поражение и нашли убежище в Имерети. Имеретинский царь Георгий радушно принял Луарсаба и Теймураза.

Взбешенный Шах-Абасс разрушил и опустошил Картли и Кахети и, расположившись лагерем в Гори, строго велел царю Георгию сдать Луарсаба и Теймураза. Георгий III не подчинился. Тогда коварный Шах-Абасс прибегнул к другой хитрости – вызвал к себе воспитателя Луарсабва – князя Шадимана Бараташвили и поручил ему привести Луарсаба.

Шах-Абасс с фальшивой лаской и почестями и принял молодого царя, однако в Картли назначил своего управляющего и ввел туда войска, а Луарсабва не отпускал от себя. Доблестный рыцарь и добрый христианин – царь Луарсаб знал, что от кровожадного Абасса ему не спастись и старался достойно претерпеть все испытания во Славу Христа. Тем временем настал Великий пост. По тайному распоряжению шаха на пиршестве царю Луарсабу подали рыбу. Он отказался её есть: “Сегодня рыбой заставишь нарушить пост, завтра мясо предложишь, а затем и от христианства потребуешь отказаться”, – обличил намерения шаха царь Луарсаб. Взбешенный Абасс прямо потребовал от царя отказаться от Христа и признать Аллаха. “За все блага земные не исполню твоего приказа, ибо крещен я именем Христа и верю только в него!” – ответил отважно Луарсаб. Арестованного венценосца повезли в Шираз и заключили в темницу. По приказу шаха, в течение семи лет ежедневно являлись к нему муллы и уговаривали пощадить свою молодость, исполнить приказ шаха, принять мусульманство, в противном же случае ему сулили страшные пытки и смерть. И каждый раз царь отвечал: “Делайте со мной что хотите, исполняйте волю вашего шаха!” Шах Абасс, убедившись, что не сможет сломить веру Луарсаба, приказал убить его в тяжких пытках.

Святого мученика – богоносного царя Луарсаба удушили тетивой лука. Ночью удивительный луч света воссиял над незахороненным телом святого мученика, что поразило свидетелей этого чуда. На второй день тело святого великомученика захоронили во дворе тюрьмы.

Святых Арчила и Луарсаба разделяет друг от друга 1000 лет, но Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (+1921), отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет: “У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание”, и сетует, что святые мощи Луараба по сей день находятся в Иране, а могила царя Арчила, к сожалению, забыта почти всеми, знают о ней слишь немногие.


Святого Георгия Святогорца (1065)

27 (10.07) июня

Святой Георгий Святогорец был родом из Самцхе (Южная Грузия). Родился он в Триалети, в семье верующих и преданных Христу родителей Якова и Марии.

Семилетнего Георгия поручили на воспитание прославленному мудростью настоятелю женского монастыря Тадзриси – святой Савиане (пом. 31 декабря), где он провел три года. Десятилетнего Георгия отец отвез в Хахульский монастырь и отдал на воспитание своим двум братьям – преподобным Георгию и Савве (пом. 19 декабря).

Когда правитель Триалети – Перис – пригласил наставником дядю Георгия – Георгия Писаря, тот взял с собой племянника.

В то время Триалети подчинялся Византии. Император Василий вызвал в Константинополь Периса Эристави с семьёй, обвинил в соучастии в заговоре против него и казнил. Жена Периса двенадцать лет оставалась в столице. Глубоко верующая женщина отдала юного Георгия на обучение мудрым и просвещенным наставникам.

Когда император Василий сменил гнев на милость к семье казнённого им Периса Эристави и разрешил вернуться на родину, двадцатипятилетний Георгий возвратился в Хахульский монастырь и “возложил на себя сладкое ярмо монашества”.

Впоследствии Георгий тайно покинул монастырь и, переодетый нищим, отправился в Иерусалим. Претерпевая много лишений и преодолевая множество препятствий, он добрался до Черной Горы. Поклонившись всем святыням, помолившись во всех монастырях и навестив старцев, Георгий прежде всего позаботился найти себе наставника и духовного отца и в отдалённой пещере встретился с удивительным старцем – Георгием Затворником (пом. 3 июля), с которым провёл он три года.

Георгий Затворник облачил в схиму “достигшего совершенства по возрасту, мудрости и разумению” своего ученика Георгия и отправил на поклонение святым местам Иерусалима.

По возвращении из Иерусалима Георгий по благословению своего наставника должен был идти на Афон – в Иверский монастырь и продолжить дело святого Евфимия Святогорца (пом. 13 мая), то есть переводить богословские книги с греческого на грузинский язык. Георгий не считал себя столь образованным и талантливым, чтобы быть достойным продолжателем дела святого Евфимия, и робко сказал об этом своему пастырю, но, смиренно выслушав его наставление, покорно отправился на Святую Гору.

Монахи Иверского монастыря с радостью приняли святого. Преподобный Георгий взвалил на себя самую тяжелую ношу в монастыре.

Георгий Затворник через своего ученика Феодора еще раз напомнил Георгию о цели пребывания в Иверском монастыре. Георгий попросил прощения у своего наставника, с благоговением и страхом принял сан священника, стал переводить богословские книги и вскоре стал настоятелем монастыря.

С этого времени развёртывается широкая деятельность преподобного Георгия Святогорца. Он собрал сведения об Евфимие и Иоанне, описал их жизнь, перенес их святые мощи и поместил в дорогих усыпальницах, всячески украшал и совершенствовал монастырь.

Гостивший у императора Греции – Константина Мономаха – царь Грузии – Баграт IV Курапалати предложил преподобному возвратиться в Грузию, принять сан епископа Чкондидского и стать духовным советником царя. Но отошедший от мирской славы и суеты, Георгий отказал царю.

Настоятельство монастыря требовало много времени и забот: нужно было часто отлучаться из обители и для литературного труда почти не оставалось времени. Георгий отказался от настоятельства и за советом отправился к своему наставнику – Георгию Затворнику. Во имя любви к Господу наставник благословил своего духовного сына вернуться в Иверский монастырь. Георгий покорился воле Господа и, вернувшись на Афон, вновь приступил к своим обязанностям.

Боголюбивый царь Баграт IV Курапалати неоднократно просил преподобного Георгия возвратиться в Грузию. Святой вначале отказывался, но потом уступил просьбам царя Баграта и Католикоса. По их же просьбе преподобный определил общественный статус духовенства того времени и упорядочил церковную жизнь.

Через пять лет святой Георгий вернулся в Иверский монастырь. Царь Баграт с великими почестями и щедрыми дарами-пожертвованиями проводил грузинского просветителя. Уезжая на Афон, блаженный взял с собой на воспитание восемьдесят отроков-сирот. Прибыв в Константинополь, блаженный Георгий, предчувствуя приближение смерти, приказал подготовить сирот для представления императорскому двору.

Накануне праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла преподобный Георгий Святогорец представил перед Византийским императорским двором своих питомцев и просил императора не отказать в милости и покровительстве этим сиротам. На следующий день преподобный Георгий Святогорец почил с миром. Афонская братия с почестями похоронила его в монастырской усыпальнице


Святой царицы Динар (X)

30 (13.07) июня

В летописях Русской Церкви хранятся сведения об Иверской царице Динар, у которой большие заслуги перед христианством. Ученые долго спорили какое историческое лицо подразумевало Российское церковное предание. Предполагали, что источники подразумевают святую царицу Тамар (пом. 1 мая), но указывают на период, не соответствующий её царствованию. Примечательно, что в летописи “Картлис цховреба” сохранены сведения об Эретской царице Динар, которая вместе со своим сыном Ишхаником возродила Православие в Эрети (Юго-Восточная Грузия) и освободила население от ига ереси монофизитов в X веке.

Согласно Моисею Каланкатиуйскому, воинствующие славянские племена, устраивающие набеги на южные края Кавказа, нередко попадали и в Закавказье, и, по всей видимости, через них и донеслись в Россию сведения об Иверской царице Динар.

Грузинская Церковь заслуженно воздает почести святой царице Динар. Благодаря её заслугам и ревностным стараниям, многочисленное население Восточного Закавказья убереглось от еретиков-монофизитов, которые, благодаря пособничеству персов, господствовали на этой территории.

В Московском Кремле, на северной стене Тронного зала, изображена верхом на белом коне Святая царица Динар – победительница врагов.

Один комментарий »

  • Александра пишет:

    Здравствуйте. У меня небольшой вопросик. На днях я стала крестной матерью одной девочки, крестили с именем Динара. имя очень редкое, не во всех православных календарях оно указано. Перед тем как крестили девочку прошли несколько этапов проверки имени на “православность”, даже когда на следующий день ее причащали, батюшка тоже насторожился.
    Житие святой царицы Динары я увидела только у вас, и еще вы указываете, что есть образ святой царицы, где она изображена верхом на белом коне. Я сколько не исказа в интернете, так и не смогла найти такую икону. Немогли бы вы мне помочь, подскажите примерно на каком сайте можно найти икону с изображением святой царицы Дианы и если есть небольшая молитва или тропарь, я буду вам очень благодарна. :) Ведь скоро девочка будет подрастать и спрашивать кто ее святая и как она выглядит, У каждого святого практически есть тропарь и икона, а вот святой Динары я так и не нашла.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>