Главная » Грузия » Религия » Православная Грузия » Календарь

Июль

12 сентября 2009 Распечатать Распечатать Нет комментариев

Июль

2 (15) ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

3 (16) СВЯТОГО ГЕОРГИЯ БОГОНОСЦА, ЗАТВОРНИКА (1068)

8 (21) СВЯТОГО ЦАРЯ-МУЧЕНИКА МИРДАТА (410)

12 (25) ПРЕПОДОБНЫХ ИОАННА И ГАВРИИЛА СВЯТОГОРЦЕВ (X)

18 (31) СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КОЗМАНА (1630)

20 (2.08) СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ САЛОМИИ ГРУЗИНКИ (XIII)

СВЯТОГО ИЛИИ ПРАВЕДНОГО (1907)

24 (6.08) ПРЕПОДОБНОГО ИЛАРИОНА ТВАЛЕЛИ (XI)

28 (10.08) ПРЕПОДОБНОГО ГЕОРГИЯ СТРОИТЕЛЯ (1029)

29 (11.08) СВЯТОГО МУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ МЦХЕТСКОГО (589)

30 (12.08) СВЯТОГО ИСПОВЕДНИКА ЦОТНЕ ДАДИАНИ (XIII)

31 (13.08) ПРЕПОДОБНОГО АРСЕНИЯ НИНОЦМИНДСКОГО (1082)


Празднование в честь ризы Богородицы

2 (15) июля

В Зугдидском историческом музее (Западная Грузия) хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советизации – 1923-36гг. Среди них находится знаменитая риза Богородицы, которую перенесли из Хобского Успенского монастыря.

Существуют несколько версий того, как она попала в Грузию: по первой версии – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; по второй – она привезена в Грузию в связи с иконоборчеством в Византии в VIII веке. По летописи “Картлис Цховреба”, риза Пресвятой Богородицы была чудотворна и испокон веков хранилась в Хобском монастыре.

О существовании в Грузии пречистой ризы отмечали пребывавшие в 1640 году в Западной Грузии русские послы Федот Ельчин и Павел Захарьев, Алексий Явлев и Никифор Голочанов, миссионер-итальянец Джузеппе Мария Дзампи, Патриарх Александрии, в XVII веке путешествовавший по Грузии, и монахи с Афона, присланные за сбором пожертвований.

Риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце, под печатями Католикоса и князя Левана II Дадиани.

По преданию, с ризой Богородицы связаны множество чудес и исцелений.

Ежегодно, 2 (15) июля, Пречистая риза выносится из Зугдидского музея в кафедральный собор Влахернской Иконы Богоматери, расположенный на территории музея, где после торжественной службы верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира.

Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться пречистой ризе Божьей Матери


Святого Георгия Богоносца, Затворника (1068)

3 (16) июля

Святой Георгий Богоносец подвизался на Черной Горе, где в тот период было множество церквей и монастырей. Многие со всего православного света стремились обосноваться там. Часто случались недоразумения между монахами разной национальности. Святой нашел убежище в неприступной расщелине высокой горы. Именно поэтому его нарекли Затворником.

О святой жизни Георгия Затворник хорошо были осведомлены монахи Чёрной Горы. Именно поэтому преподобный Георгий Святогорец (пом. 27 июля), прибывший на Чёрную Гору и в поисках духовного наставника обошедший с молитвами все местные монастыри, попросился именно к святому Георгию Затворнику.

Георгий Затворник принял молодого подвижника, и, наставив должным образом, благословил подвизаться в Иверском монастыре на Афонской Горе и продолжить переводческую деятельность преподобного Евфимия Святогорца (пом. 13 мая).

Преподобный Георгий отправился на Афон, но вместо перевода книг семь лет исполнял другие послушания. Узнав об этом, Георгий Затворник послал к нему ученика с упрёком и вновь наказал ему переводить богословские книги с греческого на грузинский. Георгий Святогорец смиренно покорился воле наставника.

Несмотря на то, что святой Георгий Затворник жил отшельником, он вёл интенсивную литературную деятельность и имел тесные связи с писателями Иверского и других грузинских монастырей. Он наставил на путь литературной деятельности Святого отца Георгия Святогорец. По его же просьбе и заданию Георгий Малый описал жизнь и подвиги своего наставника – святого Георгия Святогорца.

Сам Георгий Затворник переписал переведённые Давидом Мтбевари жизнеописания Марфы, матери Симеона чудотворца, и святого Варлаама Сиро-Кавказского.

Святой Георгий Затворник преставился в 1068 году, после смерти своего именитого ученика – Георгия Святогорца


Святого мученика царя Мирдата (410)

8 (21) июля

Царь Мирдат – первый царь-мученик Грузии. Он был сыном Вараз-Бакура и с детства воспитывался дедом по материнской линии – царем Трдатом.

Верующий, мудрый и разумный дед учил будущего царя любить Бога и свой народ, и юный царевич навсегда усвоил назидания деда. Он был награждён всеми достоинствами, необходимыми царскому величию: мудростью, рассудительностью, статью, бесстрашием, доблестью и отвагой.

Молодой царь Мирдат горел желанием достичь полного освобождения от Персии и стал готовиться к восстанию. Узнав об этом, персидский царь выслал многочисленное войско для наказания грузин, однако царь Мирдат со своим малочисленным войском отважно встретил врага в Гардабани. Самоотверженность и отвага грузинского войска не смогли противостоять намного превосходящей численности врага, и грузины потерпели поражение. Персы пленили молодого царя и увезли его с собой.

Персидский царь потребовал от Мирдата отречься от Христа, но получил твёрдый отпор. Ни уговоры, ни страх перед казнью не смогли сломить волю царя, готового умереть за любовь к Христу. После долгих пыток закованного и до смерти замученного святого Мирдата заключили в темницу, где с молитвами он и предал душу свою Господу.

Это случилось в начале V века, в 410 году.


Преподобных Иоанна и Гавриила Святогорцев (X)

12 (25) июля

Святой Иоанн был сыном знатного и выдающегося царедворца и сам занимал высокую должность при царе Давиде Курапалати, но ради любви к Христу он оставил семью, мирскую жизнь и принял постриг. Когда царскому двору стало известно об этом, он по благословению наставника отправился в Грецию и обосновался в одном из монастырей на горе Олимп.

В то время царь Византии “в знак дружбы” возвратил ранее отнятые юго-западные земли Давиду Курапалати, а “в знак преданности” заложниками потребовал детей знати этих земель. В числе отправленных в Византию отроков оказался сын преподобного Иоанна – Евфимий. Узнав об этом, святой Иоанн выпросил у императора Византии своего сына и взял с собой в лавру Афанасия Афонского.

В это же время к Иоанну пришел известный грузинский военачальник, отважный воин и несравненный рыцарь – Торнике эристави (пом. 12 июня). Приняв постриг и наречённый именем Иоанн (известный как Иоанн-Торнике), он также обосновался в лавре святого Афанасия.

В лавру святого Афанасия устремилось столько грузин, что Иоанн вынужден был в отдалении от лавры построить келии и церковь в честь Иоанна Богослова. Вскоре были построены ещё две церкви: Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Крестителя. Так был основан знаменитый Афонский Иверский монастырь, первым настоятелем которого был преподобный Иоанн. После кончины святого Иоанна-Торнике, верного друга и помощника, преподобному Иоанну трудно было жить на Святой Горе. Он вместе с несколькими учениками решил оставить Афон, но по просьбе императора Византии остался на Афоне.

Вскоре Иоанн заболел подагрой и в течение нескольких лет был прикован к постели. Перед смертью он призвал своего сына святого Евфимия (пом. 13 мая), исповедался и поручил ему обязанность настоятеля монастыря. Он также завещал сыну, что после него настоятелем должен был стать преподобный Георгий (пом. 28 июля), затем благословил всю братию и “на руках своего сына, преподобного Евфимия, уснул сном праведных”.

Преподобный Евфимий с надлежащими почестями обмыл и облачил мощи своего телесного и духовного отца. Впоследствии на его могиле он построил церковь в честь Архангелов.

Святой Гавриил был монахом Иверского монастыря на Афоне. Летом он удалялся в недоступные скалы, а зимой возвращался в обитель, соблюдая правило молчания. Облачённый в суровое рубище, питаясь кореньями и травами, преподобный Гавриил был истинным “мужем небесным и ангелом земным”.

Однажды, в сумерки, монахи Афонского монастыря увидели на море столп света. Так продолжалось несколько дней. Монахи со всех монастырей Святой Горы собрались и спустились к морю. Оттуда они увидели, что небесное сияние исходит от иконы Божьей Матери. Отцы спустили лодку на воду и постарались вынести сияющую Икону на берег, однако при приближении лодки Икона стала удаляться вглубь моря. Так повторилось несколько раз. Опечаленные монахи начали творить молитвы и воззвали к Богу, дабы он явил волю Свою Святую. Отцам явилась Матерь Божия и объявила им, что только инок Гавриил достоин вынести из моря икону с её ликом. Одновременно Богородица явилась и богобоязненному Гавриилу и сказала: “Войди в море, пройди с верой по волнам, и все увидят Мою любовь и милость к вашей обители!

Афонские старцы отправились в Иверский монастырь и нашли в скальной пещере отшельника Гавриила. С песнопениями и каждением все вместе подошли к морю. Гавриил вступил на воду и, пройдя по волнам, как по суше, приблизился к иконе, которая и сама стала приближаться к нему. Прижав к груди святую икону, Гавриил пошел обратно по морю и вынес её на берег. (Подробности пом. 12 февраля)

Святой Гавриил мирно почил на Афоне.


Священномученика Козмана (1630)

18 (31) июля

Монастырский комплекс, основанный Давидом Гареджским (пом. 7 мая), на протяжении веков являлся духовным и культурным центром жизни всей Грузии. Многие подвижники устремлялись туда с желанием служить Христу. Одним из них был иеромонах Козман, мученической смертью завершивший свою земную жизнь.

К сожалению, биографические сведения о святом мученике Козмане не сохранились. По сведению Католикоса Грузии Антония, Козман был беспорочным, праведным, образованным и превосходным знатоком церковного устава. Он же пишет, что в отрочестве он видел святого Козмана, гостившего у его матери.

Святой Козман сочинил “Песнь великомученице царице Кетеван”, не сохранившуюся до нашего времени. По сведениям историка XIX века Платона Иоселиани, дагестанцы, устроившие набег на пустыню Давид-Гареджи в 1630 году, взяли в плен иеромонаха Козмана и в страшных пытках убили его.


Святой мученицы Саломии Грузинки (XIII)

20 (02.08) июля

Биографических сведений о святой Саломие не сохранилось. В синаксаре Иерусалимского Крестового монастыря написано: “В этот же день (20 июля) поминается мученичесиво Саломии Грузинки, которая вначале подалась угрозам персов и отреклась от Христа, но впоследствии вновь признала христианскую веру. За это ей отсекли голову и предали огню, на чем и кончились её мучения”.

Епископ Тимофей (Габашвили) пишет в своём “Путешествии”, что неверные пленили святую мученицу Саломию, пытали её в Иерусалимском Крестовом монастыре, заставляя отречься от Христа.

Видимо, Саломия Грузинка обитала в одном из женских монастырей Иерусалима. Предполагают, что её предали мучениям после мученической смерти Луки Иерусалимского (+1227, 12 февраля) – приблизительно в 1227-28 годах


Святого Илии Праведного (1907)

20 (02.08) июля

Святой праведный Илия принадлежал известному княжескому роду Чавчавадзе. Родился он 27 октября (по старому стилю) 1837 года в Кахети, в селе Кварели. Начальное образование получил в семье. Чтению и письму, молитвам, Закону Божьему его обучила мать.

Восьми лет отроду его отдали на обучение Кварельскому протодиакону Николаю Сепашвили. Проведенные с ним три года оставили неизгладимый след в жизни святого.

Илья продолжил обучение сначала в Тбилисском частном пансионе, а затем в дворянской гимназии. Родители его скончались рано, управление домом и заботу об осиротевших племянниках взяла на себя сестра его отца – Макрина.

В 1857 году Илья стал студентом юридического факультета Петербургского университета. В период своего пребывания в университете он очень много читал и интенсивно работал над собой. Особенно его увлекала история Грузии, поэтому он много работал в архивах Петербурга в поисках старинных грузинских книг. Академическая успеваемость его была отлична, но его мало интересовало официальное удостоверение юридического образования. С четвертого курса он оставляет университет и в 1861 году возвращается в Грузию.

Борьба за возвращение государственной и церковной независимости Грузии стала основной целью жизни праведного Илии Чавчавадзе. Вместе с соратниками он развивает широкую деятельность для достижения этой цели и, вскоре достигает заметных результатов – в грузинском народе начинает пробуждаться национальное самосознание. Ни одно благое начинание не оставалось без руководства и соучастия Илии Праведного. Происхождение, образованность, любовь народа, величайший авторитет и, самое главное, праведность и святость его в личной жизни, которой мудро руководил его духовник – святитель Александр (пом. 16 окт.), оказалась непреодолимым барьером для новой безбожной идеологии. Вскоре, по наущению врагов, среди молодых патриотов начался раскол, который постепенно принял откровенно марксистское направление и всеми дозволенными и недозволенными способами – клеветой, разбоями, кровопролитиями – стал бороться против Илии Чавчавадзе и вообще против всего святого.

30 августа 1907 года Илья Чавчавадзе с супругой ехал из Тбилиси в своё имение. По дороге, близ Мцхета, в местности Цицамури, на них напали террористы из партии социал-демократов и застрелили Илию.

Кавказский военный трибунал присудил убийцам Ильи Чавчавадзе казнь через повешение. Супруга Илии Чавчавадзе – княгиня Ольга Гурамишвили обратилась с прошением о помиловании к генерал-губернатору, утверждая, что будь его супруг живым, поступил бы также, признав в своих убийцах заблудших несчастных братьев…

В 1987 году Священный Синод Грузинской Православной Церкви обсудил заслуги Илии Чавчавадзе перед Богом и Родиной и постановил: причислить к лику святых Илию Чавчавадзе и наречь его именем Илия Праведный


Преподобного Илариона Твалели (XI)

24 (06.08) июля

Преподобный Иларион Твалели (Тулашвили) был настоятелем Хахульского монастыря (Юго-Западная Грузия) в начале XI века.

Георгий Малый в своём сочинении “Жизнь Георгия Святогорца” пишет, что преподобный Иларион был высокодобродетельным и знаменитым своими духовными проповедями и подвигами.

Преподобный Иларион воспитал юного Георгия Святогорца (пом. 27 июня) как писателя, переводчика, патриота и блестящего богослова. От него же получил Георгий благословение на монашество. По летописи “Жизнь Картли” сам Иларион Твалели в тот период был известным переводчиком, писателем и выдающимся богословом.

Святой Иларион из Хахули перешел в монастырь Твали, находящийся недалеко от Антиохии, и до конца жизни оставался там.

По сведениям Михаила Сабинина, преподобный Иларион преставился в 1041 году.


Преподобного Георгия Строителя (1029)

28 (10.08) июля

Преподобный Георгий Строитель был третьим игуменом Иверского Афонского монастыря. По некоторым сведениям Георгий был племянником первого настоятеля Иверского монастыря – преподобного Иоанна (пом. 12 июля).

После того, как преподобный Евфимий (пом. 13 мая) оставил настоятельство, Георгий активно управлял монастырем. Под его руководством был построен главный храм Успения Пресвятой Богородицы. В настенной надписи храма говорится: “Я укрепил эти колонны, да не поколеблются они во веки веков. Монах Георгий-Грузин, Строитель”.

Настоятель Иверона был весьма уважаем и почитаем при императорском дворе Византии, но в дальнейшем был оклеветан, обвинён в измене и сослан на остров Моноват, где и преставился в 1029 году.

Ссылка настоятеля Георгия оказалась роковой для Иверской лавры: клеветники нашли новый повод для создания невыносимо тяжелого положения грузинской братии на Афоне. В это время было похищено и разорено все монастырское богатство, приобретенное кровью и потом наших отцов.

При благочестивом императоре Михаиле вновь вернули Иверскому монастырю принадлежащее имущество, и в обители снова воцарились любовь и тепло. Грузинские монахи перенесли нетленные мощи с острова Монават на Афон.


Святого Мученика Евстафия Мцхетского (589)

29 (11.08) июля

Святой Евстафий, перс по происхождению, был огнепоклонником, и звали его Гвиробандак. Когда приехал в Грузию и обосновался в Мцхета, ему так понравились нравы и традиции грузин, что решил принять христианство. Это было сопряжено с большими опасностями, ибо персы, господствовавшие в ту пору в Восточной Грузии, преследовали христианство и насильно насаждали огнепоклонство среди грузин. Тем строже должны были они наказать перса-огнепоклонника, отказавшегося от родной веры и принявшего “веру завоёванных”, однако это не испугало Евстафия и не поколебало твёрдость его решения. Гвиробандака крестил сам Католикос Самуил и нарёк его именем Евстафий. Вскоре он женился на грузинке и полностью породнился с народом, породнившимся с Христом.

Однажды персы, жившие во Мцхета, пригласили Евстафия на праздник, но святой отказался: “На мне печать Христова и я далек от всего темного!” – сказал он бывшим соотечественникам. После праздника огнепоклонники донесли на Евстафия начальнику Мцхетской крепости – Устаму. Тот вызвал к себе святого Евстафия. Евстафий вначале заколебался, но потом бесстрашно предстал перед Устамом. Тот пригрозил святому: “Не позволю тебе безнаказанно оставаться христианином. Если сам добровольно не откажешься от этой напасти, ждут тебя тяжкие мучения!” Святой Евстафий спокойно ответил: “Не только мучения готов я перенести ради Христа, но и смерть за него приму с радостью!”

Не имея права наказывать Евстафия, Устам решил послать арестованного Евстафия к марзпану (персидскому наместнику в Картли) Арванду Гушнаспу. Доносчики вновь предстали перед Мцхетским старостой и сообщили, что еще семь персов-огнепоклонников приняли христианство. Всех восьмерых заковали в кандалы и отправили в Тбилиси.

Взбешенный марзпан приказал обрить им головы и бороды, продырявить носы, наложить на шею цепь, заковать в кандалы и бросить в темницу. Если кто-нибудь отречется от Христа, помиловать. Двое из арестованных – Бахдиад и Панагушнасп не выдержали и отреклись от Христа. Марзпан освободил их, а шестерых святых: Гушнаспа, Евстафия, Борзо, Перозаки, Зармили и Стефане оставили в заключении.

Через шесть месяцев марзпана Арванда Гушнаспа вызвали в Персию. Этим воспользовались Католикос Самуил, Мцхетский староста Григорий, питиахш Аршуша и уезжающего Арваида Гушнаспа упросили освободить заключённых персов-христиан. Тот уступил просьбе грузинской знати и добавил, что всех заключенных христиан он собирался казнить.

Через три года марзпаном в Картли был назначен Вэжан Бузмири. Жрецы вновь донесли на святых Евстафия и Стефана. Святой Евстафий попрощался с семьей и сказал: “Прощайте, ибо не суждено мне вернуться домой более. Не предам я Христа, а они мне этого не простят. В Тбилиси меня ждет темница и отсечение головы. Да прибудут останки мои сюда по Воле Божьей”.

Арестованных христиан привели к новому марзпану. Святой Евстафий объявил, что не отречется от Христа. Разгневанный марзпан приказал бросить его в темницу, а ночью отсечь ему голову и выбросить за крепостную стену, на растерзание птицам. Слуги марзпана отсекли голову святому, а тело выбросили за стену, в пропасть.

Христиане нашли тело святого Евстафия и тайно вывезли в Мцхета. Святые останки встретил сам Католикос Самуил и с почестями и славой похоронил в храме Светицховели, под святым престолом в алтаре.


Святого исповедника Цотне Дадиани (XIII)

30 (12.08) июля

Святой Цотне Дадиани, доблестный полководец и правитель Эгриси (Западная Грузия), жил во второй половине тринадцатого века. В этот период Грузия находилась под монгольским игом. Положение страны было невыносимым до такой степени, что грузинская знать решила поднять народ на восстание против захватчиков.

Собравшись на вершине горы Кохта, правители всех частей Грузии договорились выступить единым фронтом и местом сбора войск назвали Картли. Цотне Дадиани и Рачинский эристави первыми отправились собирать войско.

Из-за измены о заговоре стало известно монголам. Они оцепили гору Кохта, арестовали всех повстанцев, кроме Цотне Дадиани и эристава Рачинского, и отвезли в Ани-Ширакавани, к монгольскому правителю.

Арестованные отрицали все обвинения и целью сбора на Кохтастави называли желание упорядочить сбор татарской дани. По приказу монгольского нойна их оголили, связали и, обмазав медом, бросили под палящее солнце, ежедневно допрашивая о цели сбора на Кохта.

Узнав о случившемся, Цотне Дадиани безмерно огорчился и счёл делом чести самому предаться смерти и позору. Он в сопровождении двоих слуг поехал в Ани – положить душу свою и принять страдание вместе с братьями. Прибыв в Ани и увидев обреченных на смерть собратьев, доблестный эристави Эгриси разделся, сам связал себя и лёг рядом с ними под палящее солнце.

Удивленные монголы доложили нойну о странном человеке, добровольно лёгшем рядом с наказанными. Нойн вызвал его к себе и спросил о причине такого странного поведения. “Мы все собрались с одной целью – упорядочить сбор дани и исполнить ваш приказ. Если за это мои соотечественники наказаны, я желаю разделить их участь!” – ответил отважный эристави. Рыцарский поступок Цотне произвел неотразимое впечатление на монголов, и все пленённые князья были освобождены.

В следующем заговоре против монголов (1259 г.) имя Цотне Дадиани нигде не фигурирует. Историки предполагают, что к тому времени он уже скончался.

В Грузии всем известно доблестное имя Цотне Дадиани. Его героизм и преданность чести всегда был примером для всех поколений грузин, и народ во все времена воздавал ему почести, как святому.

26 октября 1999 года по постановлению Священного Синода Цотне Дадиани был причислен к лику святых, что было изъявлением воли православного народа.


Преподобного Арсения Ниноцминдского (1082)

31 (13.08) июля

Арсений Ниноцминдский был подвижником XI века. Он был известен как один из наилучших церковных деятелей, переводчик, писатель, каллиграф и блистательный богослов.

Святой Арсений принял постриг в Иерусалиме, а затем вернулся в Грузию. Вскоре его рукоположили епископом. Однако стремящийся к уединенному образу жизни, святой Арсений обратился с просьбой к царю Давиду Курапалати разрешить ему отставку от кафедры епископа и обосноваться в монастыре. Царь удовлетворил просьбу Арсения. Арсений отправился в монастырь вместе с известным церковным деятелем и литератором Иоанном Грдзелидзе.

Когда в Иверском монастыре на Афоне стало известно об этом, преподобные Иоанн и Евфимий (пом. 12 июля и 13 мая) пригласили к себе отцов, и на следующий год Арсений и Иоанн прибыли на Афон.

Святой Арсений долго и плодотворно трудился на литературном поприще в Иверском монастыре и скончался в преклонном возрасте, почив с миром.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>