Главная » Статьи » Интервью

О чем нам говорить с Кремлем?

15 января 2010 Распечатать Распечатать 2 коммент.

kremlВ последнее время Россия активизировала действия в направлении восстановления мнимых отношений. На этот факт откликнулись и различные общественные или политические круги в Грузии. Последние несколько месяцев не одна российская делегация пыталась приехать в Грузию со своими довольно неопределенными целями. Хотя, уж точно было ясно одно – они, для проведения своих интересов, пытались наладить различные контакты в обход руководства Грузии.

На этом фоне руководство Грузии, руководствуясь информацией спецслужб, нескольким таким группам запретила въезд в страну, что вызвало негодование в российских политических кругах, а также среди лояльно настроенных к ним граждан Грузии.

За этим последовал вояж в Москву лидеров грузинских общественных групп и некоторых оппозиционных политических партий. Для подтверждения своей “лояльности” Москва решила им подыграть и дала возможность одной из грузинских авиакомпаний осуществлять прямые авиарейсы из Тбилиси в Москву.

На фоне этих процессов возникают вопросы: должны ли мы вести переговоры с Россией? О чем мы должны говорить? Какова цель этих разговоров для народа Грузии?

Как известно читателю, Россия в 2008 году, после осуществления военной агрессии против Грузии, оккупировала 20 процентов ее территории, осуществила этническую чистку грузин в Цхинвальском регионе (также в Абхазии, в 1993 году), и в нарушение всех международных норм и принципов международного права признала оккупированные территории в качестве независимых территориальных единиц; расположила на исконно грузинской территории собственные военные базы, выдворила из оккупированных зон наблюдателей ООН и ОБСЕ и не пускает на эту территорию наблюдателей Евросоюза, ежедневно нарушает права человека на оккупированной территории, включая похищение людей и ограничивая их права на свободное передвижение.

О чем после всего этого Грузии говорить с Россией?

Представители грузинской оппозиции, лояльно настроенные к России, считают, что Грузия не должна терять исторические отношения, связывающие ее с Россией. Кроме того, считают важным фактором установление с Россией экономических отношений. Насколько все это важно с точки зрения грузинской государственности в данной ситуации?

Не секрет, что введение российского эмбарго действительно нанесло серьезный удар по экономике Грузии. Несмотря на это, с помощью партнеров и друзей нашей страны Грузия все-таки сумела довести до минимума ущерб, вызванный потерей российского рынка, и расширила экспортный ареал собственной продукции. В количественном смысле нынешние показатели пока еще серьезно отстают от прежних. Следует отметить, что в 2008 году успешно прошел сбор винограда, что уже является предпосылкой хорошей перспективы. Соответственно, Грузией уже осилен психологический и экономический шок, вызванный российским эмбарго.

После того, как Россия ввела запрет на выполнение прямых авиарейсов между Тбилиси и различными городами России, у некоторых групп общества, которых с этой страной связывают деловые и родственные отношения, действительно, появился определенный дискомфорт. Но и этот барьер не просуществовал долго в качестве оружия психологического давления. Если попасть из Тбилиси в Москву невозможно прямым путем, это возможно через Ереван, Баку, Киев, Минск. Что самое главное – тот, кто хочет попасть в Россию, тот попадет, поэтому и эта проблема особо граждан Грузии сегодня не беспокоит.

Несмотря на это, определенные политические и общественные круги продолжают ездить в Россию и просить у нее определенной политической лояльности. Но какова цель, ради которой Грузия может восстановить отношения с захватчиком?

Если такой стратегической целью является продажа большого количества вина и “Боржоми”, а также упрощение условий для посещения Грузии российскими гражданами, то, конечно, грузины должны вести с Россией переговоры, встать на колени и молить о снисхождении, отказавшись при этом, даже на долгосрочную перспективу, от Абхазии и Южной Осетии; и, усевшись перед телевизором, созерцать “Лебединое озеро” в исполнении труппы Большого театра.

Спасибо Господу, что так в Грузии думает меньшинство. Одной из стратегических целей народа Грузии может быть только лишь единство территориальной целостности Грузии, суверенитет, демократическое развитие. Насколько мы нуждаемся в восстановлении политических отношений с Россией, и надо ли нам просить экономические преференции для достижения этой цели? Насколько сама Москва готова к тому, чтобы, хотя бы в обмен на лояльность к ней Грузии, отказаться от оккупированных территорий и способствовать восстановлению территориальной целостности Грузии?

Предлагаем выдержку из интервью одного из российских политологов Сергея Маркова, которое было опубликовано в журнале “Тбилиселеби” (№1 2010).

-Правда, первые лица России не намерены разговаривать с Саакашвили, но мы и в период Саакашвили можем улучшить отношения. Наш министр транспорта может встретиться со своим грузинским коллегой. Наш министр иностранных дел может встретиться с вашим министром.

- Ожидаете ли Вы, что политический курс Грузии может из прозападного поменяться на пророссийский?

- Да какой он прозападный?! Ваш курс промаккейновский. Не в западном стиле взрывать памятники, возведенные в честь победы над фашизмом. Этот факт, между прочим, еще более увеличил ненависть к Саакашвили. Особенно, в пожилых людях. А кто в основном избиратели?! Пенсионеры.

- Пенсионерам увеличивают пенсии, и на выборах они будут руководствоваться более этим, чем взрывом памятника. Наступил 2010 год, и, по Вашим прогнозам, начнется ли потепление на уровне среднего правительственного звена?-Я бы назвал это так: начнется инфраструктурная нормализация. Будет и авиационное сообщение. Возможно, и железнодорожное, будут возобновлены и прямые банковские операции.

- Если после Саакашвили придет прозападный лидер, будет ли это приемлемо для России?
- У нас прекрасные отношения с Болгарией, которая является прозападной. Дело не в этом. Мы не просим, чтобы кто-либо не был прозападным. У нас даже Медведев и Путин рассматриваются как прозападные. Мы хотим, чтобы не было антироссийских. Мы не должны смешивать друг с другом понятия “прозападный” и “антироссийский” – они не синонимы.

-И что получит грузинский лидер в обмен на то, чтобы не быть антироссийским?
- Нормализацию экономических отношений и в области коммуникаций, и это, наверное, главное. Тут же скажу: никто не собирается вести торг в отношении осетинского и абхазского народа, но мы поможем грузинам урегулировать отношения с осетинами и абхазами.

- Этого не получится, если они будут независимыми…
- Поверьте, получится! Что, Грузия постоянно с ненавистью будет смотреть на Осетию и Абхазию?!

- Нет, Грузия всегда будет смотреть на них, как на свою отобранную часть.
- Но вы понимаете, что это не оккупация?!

- А что это?! Ведь изгнано коренное население?!
- Россия поможет вернуть беженцев.

- Тогда это будут не Абхазия и “Южная Осетия”, а еще два грузинских государства.
- Нет, Россия поможет урегулировать отношения, но не будет торговаться Абхазией, они не наши рабы. Россия была бы заинтересована в открытии сухопутной границы с Россией, но абхазы не хотят этого, и мы уважаем это их желание. Абхазы согласны на возвращение беженцев, но не на возвращение всех.

- Это очень интересный вопрос: они говорят, что не вернут тех, кто воевал?
- Во-первых, да, во-вторых, должно быть такое возвращение, чтобы не было кардинального изменения демографической картины.

- Теперь Вы ответьте мне с интеллектуальной правдивостью: ведь понравился бы Гитлеру такой дискриминационный подход по национальному признаку?! (чтобы этот вопрос не показался вырванным из контекста, отметим, что еще раньше, в интервью, Марков сам обратился к журналисту с вопросом, говоря о взрыве мемориала в Кутаиси. По мнению Маркова, Россию не устраивает помощь Саакашвили, потому что он преступник и поклонник Гитлера”. По его же мнению, “Гитлер из могилы аплодирует Саакашвили” за взрыв памятника в Кутаиси. Журналист напомнил российскому политологу, что до кутаисского мемориала в Грузии был перенесен памятник Давиду Агмашенебели, на что Марков ответил: “Плевать хотел Гитлер на Давида Агмашенебели, но прошу ответить с интеллектуальной правдивостью: понравился бы Гитлеру взрыв “Мемориала Славы”?!”)
- Этот националистический подход, но абхазы- нация маленькая и по их мнению, они испытали этническую агрессию со стороны Грузии.

- Очень интересную этническую агрессию испытали со стороны грузин: в результате этого в Абхазии произошла этническая чистка грузин.
- Они думают, что этнический баланс в пользу грузин изменен искусственно.

- В этом обвиняют Сталина и Берия, их эта версия известна.
- Они говорят, что имеют право, чтобы абхазов в Абхазии было больше, чем других.

- И что Вы на это им отвечаете?
- Мы думаем, что у абхазов есть право быть в большинстве в Абхазии. После войны существует большая чувствительность и все согласны, что к процессу поселения беженцев необходимо отнестись с осторожностью.

Это интервью полностью отражает отношение России к территориальной целостности Грузии, а также ее экспансионистскую политику в отношении оккупированных территорий Грузии. Российский политолог, который, в то же время, является членом Госдумы России, прямо отметил, что, если руководство Грузии изменит курс, то, максимум, получит нормализацию коммуникаций. Оказывается, Марков не может представить, что Грузия никогда не признает независимости Абхазии и Самачабло, и считает, что может помочь в установлении межгосударственных отношений между Грузией (без оккупированных территорий) и этими оккупированными территориями. Марков, оказывается, согласен возвратить беженцев в Абхазию и Цхинвальский регион. Но не всех: чтобы не изменилась демографическая обстановка в этом регионе.

По данным абхазской стороны сегодня на этой оккупированной территории проживает 93 тысячи абхазов. Всего, по их же данным, там проживает 220 тысяч человек. Несмотря на то, что эта цифра довольно “раздута”, сразу видно, что в Абхазии и сегодня абхазы не являются большинством. Чтобы Россия достигла того, чтобы абхазская нация стала бы доминантной, необходимо изгнать из этой территории еще много тысяч людей, как это произошло в начале 90-х годов прошлого века.

В действительности, на территории Абхазии следующая демографическая ситуация: абхазов – 47-49 тысяч, грузин – 55-57 тысяч, а количество армян достигло почти 100 тысяч. Абхазы давно уже не в большинстве, чего не ожидается и на ближайшую перспективу. Соответственно, для достижения большинства абхазам и их российским подстрекателям остается только одно – провести очередную этническую чистку.

Существует еще один момент – абхазы остановили паспортизацию грузин. В этом случае, они могут апеллировать тем, что на территории проживает лишь 3,5 тысяч грузин, имеющих “абхазское гражданство”, если к ним добавят и армян имеющим абхазские паспорта, то по таким расчетам окажутся в большинстве. А остальных грузин они ведь и за людей не считают.

Так или иначе, после знакомства с интервью Маркова возникает единственный вопрос – сколько грузин найдется в Грузии и за ее пределами, которые будут согласны на “нормализацию коммуникаций” с Россией в обмен на исконные грузинские территории – Абхазию и Самачабло?

История последних 20 лет, если не идти еще глубже, является ясным подтверждением тому, что урегулированием вопроса Россия считает утверждение своих интересов в регионе. Так было во время войны в Абхазии после каждого подписанного при посредничестве России соглашения, так было при принятии десятков резолюций ООН, которые Россия подписывала без проблем, согласно которым она признавала территориальную целостность Грузии и безусловное возвращение беженцев. “Клуб экспертов” в будущем не раз возвратится к этой теме – действиям России в вопросе оккупации территорий, и детально опишет роль России, ее реальные интересы, осуществленные ею провокации или поставленные ловушки.

Вызывает удивление недальновидность некоторых грузинских политиков и общественных деятелей и их доверие Кремлю, единственный интерес которого – расчленить и поработить нашу страну, свергнуть власть, поставить ее на колени.

Мы не против нормальных, добрососедских, экономических, общественных, культурных и других отношений с Россией. Напротив, мы лишь приветствуем добрососедские отношения с большим цивилизованным государством, каждодневные думы которого не связаны с порабощением нашей страны, хотя в нынешней ситуации обсуждение любого вопроса в этом ключе должно начаться при единственном условии, это – деоккупация Грузии, отзыв признания оккупированных территорий, признание территориальной целостности Грузии. После этого мы первые поддержим ведение переговоров на любом уровне и на любую тему. А пока же мы считаем, что в условиях российской оккупации Грузии не о чем говорить с Россией.

2 коммент. »

  • emzar пишет:

    я, вот что, скажу, по поводу статьи;
    1)с нынешней Россией, Грузии нечего говорить, так как, России не выгодно договариваться, и она не будет этого делать
    2)я думаю если даже договориться с абхазами и осетинами ничего не измениться, т.к. их меньшинство и они ничего не решают, единственное могут перейти на сторону грузии.Если честно я не вижу способа возврата абхазии и южной осетии, по причине того, что россия это решает, единственное Грузия может помочь и абхазам и осетинам перейти на сторону территории контролируемой грузией.
    3)и вот здесь встает вопрос, хотим ли мы вернуть наши территории или просто вывести людей из окупированных территорий.
    Пока я лично не вижу никаких возможностей это сделать.

  • АЛЕКС пишет:

    Никакие инициативы со стороны России о переговорвх руководство Грузии не должно рассматривать как возможный вариант урегулирования чего-либо. Россия никогда не выполняла никакие обязательства (этих примеров достаточно в истории). Любая инициатива России – это сыр в мышеловке и неправда, что сыр только там бесплатный. За неё мышь платит очень серьёзную цену – либо жизнь либо свободу (в зависимости от того, какого характера мышеловка).
    чтобы вернуть отобранные Россией территории, необюходимо серьёзное давление запада. Это единственный вариант…

    P.S. восстановление коммуникаций (трвнспортное сообщение и т.д.) – это один из составляющих того сырв, который помещают в мышеловку. Не нужны восстановления прямых авиарейсов до тех пор, пока не восстановятся нормальные отношения. А они восстановятся тогда, когда нам вернут отобранные территории…

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>