Главная » Статьи » Интервью

Borjomi: Сегодня положение компании гораздо стабильней, чем когда мы были на российском рынке

19 января 2010 Распечатать Распечатать Нет комментариев

borjomiИнтервью с генеральным директором “IDS Боржоми Грузия” Заза Киквадзе
“На сегодня положение компании гораздо стабильней, чем тогда, когда мы были на российском рынке”
-Как бы вы оценили сегодня состояние бизнеса “Боржоми”? Как повлияли на финансовое положение компании российское эмбарго с одной стороны, и мировой финансовый кризис с другой стороны?

- Наш бренд на российском рынке был представлен достаточно серьезно до 6 мая 2006 года, когда на рынке России запретили “Боржоми” и всю грузинскую продукцию. 65 % произведенного нами продукта продавалось на российском рынке, и ежегодный рост компании составлял 30%. В 2006 году мы выходили на масштабы, являющиеся пиком производства во времена Советского Союза. К сожалению, в результате эмбарго рост остановился, и мы потеряли рынок. Разумеется, это был большой удар для компании, и этот период был довольно тяжелым. Компания оказалась почти на грани остановки, поскольку пришлось изъять из сети реализации большое количество продукции, за которым последовали серьезные финансовые утраты. Компания понесла десятки миллионов убытка. То, что компания вышла из столь тяжелого положения, является заслугой менеджмента, которому хватило опыта и способности управлять в кризисный период. Могу сказать, что в этом положении, первым делом, было важно погасить те обязательства, которые имелись у компании к тому времени. Надо было встретиться со всеми поставщиками, согласовать с ними отсрочку уже наступивших обязательств, так как все банки отказали в финансировании. Мы сумели отсрочить обязательства, и за это хочу выразить всем благодарность. Затем компания наметила стратегию выхода из кризиса. Первым делом, это была диверсификация потерянных продаж на другие рынки. Также, мы принялись за агрессивную маркетинговую политику на тех рынках, где к тому времени был представлен “Боржоми”, прежде всего, на таких рынках, как Украина, Азербайджан, Казахстан, Прибалтика. По прошествии времени, можно сказать, что намеченная стратегия была хорошо нами осуществлена. Мы перераспределили продажи на разные рынки и, вместе с тем, дополнительно вышли на новые рынки. Мы фактически утроили продажи. В 2007 году выпустили новый продукт на рынок Грузии – минеральную воду “Ликани”, которая за последние два года достигла довольно серьезного успеха и на сегодня владеет значительной долей рынка. Вот с такими результатами мы пришли к мировому финансовому кризису 2008 года. В 2008 году мы приближались к тому показателю продаж, которые были до 6 мая 2006 года, т.е. до эмбарго. Соответственно, у нас были довольно амбициозные планы, однако финансовый кризис, безусловно, поставил все наши планы перед риском. С октября 2008 по конец года наши продажи сократились на 40%, что нанесло нам серьезный ущерб, но в 2009 году мы сделали все для того, чтобы выйти из этого положения и сохранить те продажи, которые у нас были в целом в 2008 году. Мы успешно справились с этой задачей. Процесс освоения нового рынка не прекращался. В текущем году мы вышли на рынки Японии, Турции, Австрии, входим в Египет. Этот процесс идет, так как стратегия расширения географии продаж актуальна и в 2010 году. Самый перспективный из новых освоенных рынков – турецкий. У нас большие надежды в связи с этой страной.

- Какие стратегические цели преследует формирование в виде международной компании IDS, какова ее структура, каковы отношения между IDS INTERNATIONAL, IDS RUSSIA и собственно IDS, где находится головной офис компании, где расположены европейский, украинский и российский офисы?

-Международная компания “IDS Borjomi International” сформировалась на базе компании Боржоми в 2004 году, когда произошло объединение грузинской компании с одной стороны, и производящей минеральные воды украинской компании, с другой стороны. Позднее в наше объединение вошла производящая минеральные воды российская компания с известным брэндом “Эдельвейс”. А в 2009 году мы еще более расширили нашу структуру и приобрели от компании “Нестле” довольно известный в России брэнд минеральной воды “Святой источник”. В целом, была создана международная компания “”IDS Borjomi International”, которая является компанией-лидером в восточной Европе среди производителей минеральной воды. Головной офис находится в Киеве, в Украине. В Грузии есть “IDS Боржоми Грузия”, в России ” IDS Боржоми Россия”, а на украинском рынке оперирует “IDS Group- Украина”, это подразделение в свое время было основано на базе компании Боржоми. В портфеле международной компании, где объединены 12 брэндов, функцию локомотива своим экспортным потенциалом выполняет “Боржоми”.

У этого объединения есть много положительных сторон. Например, то, что после российского эмбарго продажи в Украине возросли значительно, является заслугой наших украинских коллег. Мы за кратчайшие сроки смогли освоить сеть дистрибуции украинской компании и вошли во все существующие точки реализации в масштабе Украины. Можно сказать, что сегодня «Боржоми» вы увидите и на прилавке магазина самой глухой украинской деревни.

Относительно России. Как было выше сказано, членами нашей компании являются российские компании “Эдельвейс” и “Святой источник”. Основной целью приобретения этих компаний было сохранить имеющуюся в России инфраструктуру, сеть дистрибуции, место на прилавке, которое имела компания до эмбарго. Если в будущем российский рынок откроется для грузинской продукции, мы подготовлены к тому, чтобы незамедлительно разместить наши продукты на российском рынке. Потеря места происходит в кратчайшие сроки, а на то, чтобы вновь его завоевать, требуются огромные расходы и немало времени.

В начале 2009 года компания открыла свое представительство в Европе – офис в Вильнюсе, в Литве. Оно занимается продажами «Боржоми» на территории восточной и центральной Европы, а также поиском новых рынков на этой территории.

-Какова доля “Боржоми”, “Ликани” и питьевой воды в продукции, произведенной компанией в Грузии?

-В портфеле нашей компании, т.е. ” IDS Боржоми Грузии”, в произведенной для грузинского рынка продукции 30 % составляют “Боржоми”, 40 % “Ликани”, а 20 % ” Источники Боржоми ” и “Бакуриани”.

- Если не коммерческая тайна, какая доля продаж приходится на грузинский рынок, украинский рынок, постсоветские страны, и Европу? Какие новые рынки осваиваются, и есть ли какие-то заметные результаты на каком-либо новом рынке?

-На грузинский рынок приходится 30-35 % продаж, на украинский рынок 25 % , а на постсоветские страны и страны Европы остальные 40 %.

-Есть ли у вас данные по итогам первых 9 месяцев 2007 года, первых 9 месяцев 2008 и 2009 годов? Продажи сократились или увеличились? Какие тенденции были зафиксированы?

-На этот вопрос я фактически ответил вам. Мы по данным первых 9 месяцев 2008 года вышли на ту отметку, которая была до эмбарго. В нынешнем году мы сохраняем те показатели, которые были в 2008 году, с учетом того, что финансовый кризис с октября по декабрь включительно причинил нам серьезный ущерб, и сократил продажи на 40 %.

-Безусловно, это тема политического решения, однако, на ваш взгляд, есть ли вообще перспектива возвращения на российский рынок?

-Я как генеральный директор компании могу сказать, что на сегодняшний день положение компании значительно стабильней, чем это было до российского эмбарго. Тогда мы зависели только от одного рынка, на котором продавалось 65 % продукции, а на остальном рынке 35 %. На сегодняшний день продажи диверсифицированы. Уже третий год мы не зависим от одного рынка, и это намного лучше для бизнеса “Боржоми”. Именно поэтому, на сегодняшний день компания значительно сильнее, и менеджмент более опытный, чем до эмбарго. Насчет возвращения на российский рынок, это не от нас зависит. Если вернемся, это будет дополнительным доходом, как для “Боржоми”, так и для бюджета Грузии.

-Не кажется ли вам, что “Боржоми” недостаточно освоил рынок постсоветских стран? Если вы не согласны с этим мнением, то какие можете принести фактические данные?

-С этим мнением я не могу согласиться. Сегодня мы экспортируем во все постсоветские страны. Примечательно и то, что в нашем сегменте, т.е. в сегменте импортированной воды, мы держим лидирующую позицию. Не смотря на то, что в этих странах “Боржоми” по цене представлен в премиум сегменте (на цену продукта влияют расходы логистики и таможенного налога), по продажам мы лидируем, и опережаем другие импортированные воды. А ресурсы освоения, на самом деле, большие. Если сравнить показатели потребления воды в постсоветских странах с европейскими странами, увидим, что разница огромная. Со временем в постсоветских странах рынок непременно увеличится, и это отразится на росте продаж.

- По прежнему ли актуальна тема фальсификации “Боржоми”, как разрешился вопрос “Квибиси”, и других кустарных разливщиков?

-Могу сказать, что тема фальсификации Боржоми не актуальна, так как фальсификация минимизирована нашими совместными усилиями с государственными органами.

-Какая, на ваш взгляд , бизнес- среда в нынешней Грузии?

-Наша продукция в определенной мере экспортная, и для этого у нас есть максимальное содействие, и все возможности для развития. Могу сказать, что бизнес – среда в Грузии достаточно здоровая.

-Являетесь ли членом ” Бизнес ассоциации Грузии”, или какого ни будь иного объединения предпринимателей? По вашему мнению, нужно ли существование таких объединений? Какими должны быть отношения между предпринимателями и властью?

-Мы являемся членом “Бизнес ассоциации”. Разумеется, такие объединения должны существовать. Между предпринимателями и властью должны быть здоровые отношения, и взаимное содействие, что в конечном итоге, будет способствовать росту и развитию экономики.

-Такие вопросы, и такие моменты первым делом, чувствуют бизнесмены, поэтому спрошу у вас, закончилась ли рецессия в Грузии, или начался выход из положения рецессии? И тут же вопрос, когда мировая экономика вернется к докризисной ситуации, насколько реально торможение намеченных на сегодня первых позитивных симптомов, и повтор кризиса?

-Могу сказать, что у меня большие точки соприкосновения с постсоветскими странами. На наши продажи значительно влияют экономические, и политические процессы, и я уже отметил, что финансовый кризис в Украине, странах Прибалтики и Казахстане нанес нам серьезный ущерб. Что касается Грузии, думаю у нас, по сравнению с этими странами, меньше всего чувствовался финансовый, и экономический кризис. И население Грузии меньше всех почувствовало экономический кризис, по сравнению с постсоветскими странами. Сейчас идет процесс выхода из кризиса. Относительно мировой экономики, на мой взгляд, она вернется к положению докризисного периода через два года.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>