Главная » Статьи » Публикации

Стратегия национальной безопасности Грузии

23 января 2010 Распечатать Распечатать Один комментарий

politikaДанный материал попытка в популярной форме изложить общее видение обеспечения безопасности Грузии, как основного условия дальнейшего развития страны в современном мире. Естественно, это мой частный взгляд, и исходя из этого, предлагается в качестве темы для размышлений и не более того. Итак, что такое национальная безопасность в современном мире и, какие меры необходимо предпринять Грузии, для того, чтобы не просто сохраниться, как государству, но и обеспечить условия для развития.

Национальная безопасность любой страны состоит из – внешнеполитического, военного, экономического и внутриполитического аспектов. Выделять один из них как приоритетный было бы ошибочным, ибо каждый из них жизненно важен для существования государства. Начнем с внешнеполитических реалий, в которых оказалась Грузия на сегодняшний день. Определяющим фактором, несомненно, является факт оккупации двух регионов страны войсками Российской Федерации. Более того, мирный договор между Российской Федерацией и Грузией так и не подписан, и мы существуем в режиме соглашения о прекращении огня, подписанном президентами Грузии и России при посредничестве Европейского Союза. Факт неприятный, но не смертельный. Более того, не соглашусь с теми, кто считает, что ситуация до августа 2008 года была лучше, на самом деле она была гораздо хуже, и вот почему. До августовских событий российские войска находились на территории Грузии на вполне законных основаниях, именно фиговый листочек миротворчества позволил России спланировать и осуществить августовскую операцию. После августа даже формально российские войска никак не являются миротворческими, а исходя из этого, ни у мирового сообщества, признающего территориальную целостность Грузии, ни, что более важно, у нас, не осталось никаких иллюзий по поводу роли и места России в этом конфликте. Другой вопрос, есть ли выход из данной ситуации.

Выход есть всегда, и, причем не один. Можно немедленно начать боевые действия по освобождению страны от иностранных захватчиков, можно признать их победу и отказаться от своих земель, проигнорировав при этом полмиллиона вынужденно перемещенных лиц и национальные интересы страны, а можно заморозить ситуацию по типу кипрского варианта, и готовиться к освобождению оккупированных территорий, как только наступит благоприятный момент. Конечно, это связано со временем, но история Грузии знала немало подобных примеров, в конечном итоге, даже Тбилиси находился под властью арабов и турок почти триста лет. Другое дело, что в этом вопросе, наши власти не должны совершать ошибок, которые могли бы быть использованы недругами в будущем. Единственное о чем можно вести переговоры с оккупантами и коллаборационистами, так это об условиях перемирия и гуманитарных вопросах, связанных с грузинским населением оккупированных территорий. Любое обсуждение статуса Абхазии и Цхинвальского региона в нынешних условиях является ничем иным, как предательством своей страны. Более того, парламенту Грузии следует принять закон о ликвидации автономий и лишения абхазского языка статуса государственного. Это было бы всего лишь закрепление реально сложившейся ситуации, а статус Абхазии должен решаться путем референдума после освобождения региона. Каким образом будут возвращены оккупированные регионы, мирным – посредством международных организаций и введения международного управления в переходный период, или военным, покажет время. В любом случае все в мире должны понимать, что Грузия ни при каких условиях не признает потерю Абхазии и Цхинвальского региона.

Отдельный вопрос об отношениях с нашим северным соседом. Двести лет, это, конечно, срок, который из истории не выкинешь, но в тоже время, не такое уж и большое время по сравнению с четырех тысячелетней историей грузинской государственности. Мы имеем дело с классической аберрацией близости, когда кажется, что двухсотлетние связи с Россией важнее для истории Грузии, нежели тысячелетние связи с тем же Ираном. В конечном итоге политика Кремля за последние пять лет, сама способствовала обретению Грузией полной независимости от России. Закрыв свои рынки для наших товаров и запретив трудовую миграцию из Грузии, Москва, по сути, помогла избавиться Грузии от комплекса зависимости. Сегодня очевидно, что российский фактор не представляет собой жизненно важного условия для развития грузинской экономики и общества.

Сомневаюсь, что у нынешнего руководства России хватит здравого смысла начать конструктивный диалог с грузинской стороной по данному вопросу, таким образом, ситуация упрощается до предела. Грузии необходимо полностью увязать вопрос о восстановлении отношений с решением вопроса об освобождении территорий, любые другие шаги противоречат национальным интересам Грузии и могут рассматриваться как необоснованные уступки стране-оккупанту. Только восстановление юрисдикции Грузии над оккупированными территориями может быть отправной точкой начала диалога между Москвой и Тбилиси. Кстати от России ничего не надо требовать, кроме как выполнения договоренностей Саакашвили – Саркози – Медведев в полном объеме.

В этих условиях с большой степенью вероятности можно утверждать, что российское руководство предпримет новые попытки изменить ситуацию. Набор средств не так уж велик от дестабилизации ситуации в стране до прямой вооруженной агрессии. Очевидно и то, что в одиночку противостоять такой стране как Россия, Грузия не в состоянии. В силу этого наиважнейшим направлением остается поддержание союзнических отношений с Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Начнем с того, зачем Западу вообще нужна Грузия и почему у нас должна быть надежда на то, что в случае очередной военной агрессии со стороны Российской Федерации, Запад не останется безучастным. Для понимания этого вопроса необходимо понять суть нынешнего российского режима и особенности его взаимоотношений с Западом. После поражения в третьей мировой войне победители могли позволить себе все, в том числе и расчленение России как империи, что закономерно привело бы к созданию российского национального государства. Однако, процесс распада был искусственно остановлен исходя из вполне утилитарных целей. Во-первых, Европа нуждалась в российских энергоносителях, иметь дело с одним центром всегда проще, чем с несколькими, а во вторых, что не менее важно, распад страны обладающей ядерным оружием всегда грозит апокалипсическими последствиями, ибо мало кто может гарантировать, что ядерное оружие не будет применено в ходе гражданской войны.

В тоже время, Западу удалось создать в России коррумпированный режим, по типу диктатур в банановых республиках, представители которого, заботясь о собственном благополучии, гарантируют, что в обозримом будущем страна будет неконкурентоспособна, а значит, будет выполнять функцию сырьевого придатка развитого мира. Механизмы контроля при таком раскладе достаточно простые, активы «хозяев страны» находятся на Западе.

Нам необходимо хорошо понимать, что вся возня Кремля с Грузией и другими соседями, никак не попытка восстановить империю, а всего лишь борьба за лучшие опции для своих шкурных интересов и попытка не допустить создания на постсоветском пространстве альтернативы российской системе власти. Появление подобной альтернативы грозит обернуться серьезными внутренними проблемами. Для Запада же потеря Грузии грозит обернуться безальтернативностью поставок энергоресурсов из богатой углеводородным сырьем Центральной Азии, а также, что не менее важно, потерей контроля над стратегически важным транспортным коридором Европа – Китай. Именно это обстоятельство, нам необходимо использовать для получения гарантий собственной безопасности.

Тот факт, что сегодня мониторинг в зоне конфликта осуществляется наблюдателями Европейского Союза, а не международными миссиями типа ООН или ОБСЕ, положительный момент. Естественно, самой надежной гарантией нашей безопасности могло бы стать членство в Североатлантическом альянсе, однако, сегодня уже абсолютно очевидно, что вступление в альянс откладывается на неопределенный срок. Откладывается естественно в результате сопротивления России. Но и тут я бы не стал винить наших европейских союзников в том, что они идут на поводу у властей Российской федерации в данном вопросе. В конечном итоге, на данном этапе они действуют исходя из интересов своих стран. Естественно, курс на членство в НАТО для Грузии является знаковым, и любые разговоры на уступки в этом вопросе не что иное, как капитулянтство. Однако, курс курсом, а обеспечивать безопасность надо сегодня.

Естественно, главным гарантом безопасности Грузии являются Соединенные Штаты. Прошлогодние визиты президента США в Москву и вице-президента США в Тбилиси подтвердили одно простое обстоятельство. Несмотря на все перезагрузки никаких разменов не предвидится, а в случае очередной агрессии Москвы, Вашингтон ответит очередной военно-гуманитарной операцией. Понятно, что до данной операции надо еще дотянуть, а посему, на мой взгляд, Грузии крайне необходима концепция, способная сдержать первый удар превосходящих сил противника. Тем более, что сегодня Соединенные Штаты могут действовать в рамках Хартии о стратегическом партнерстве, которая хоть и не предусматривает обязательство по прямому военному вмешательству в случае войны, но дает достаточные юридические основания для этого. Впрочем, прямое военное вмешательство и не потребуется, оснащение вооруженных сил Грузии современным противотанковым оружием и вооружением, способным нанести, ощутимый урон неприятелю в воздухе, в совокупности с дипломатическими мерами Запада, как показала практика, способны остановить агрессора.

Сама по себе внешнеполитическая концепция Грузии должна ориентироваться на максимальное сотрудничество и расширение связей с любым государством в мире, при уважении суверенитета и права каждого народа определять свою внутреннюю политику. В этом плане неплохо бы пояснить нашим западным друзьям, что Грузия готова исполнять взятые на себя обязательства, однако, не намерена портить отношения ни с одним из государств мира, если оно не угрожает национальным интересам Грузии. Вот, пожалуй, очень кратко и тезисно все, что касается внешнеполитического аспекта обеспечения национальной безопасности страны. Что касается остальных аспектов, это тема для отдельного разговора.

Один комментарий »

  • emzar пишет:

    Считаю, что упразнения абхазского языка, как государсвенного неправильно, все-таки это территория, была княжеством абхазии, в остальном правильно. Нужно в грузии в уголовный кодекс ввести статью измена родине.С Россией на данном этапе вообще не о чем разговаривать, думаю также, восстановление авиареисов и возврат грузинских продуктов на российский рынок считаю ошибкой, так как это будет расценено уступкой, и своего рода зависимостью от россии

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>