Главная » Лазаре Info » Статьи

Экономическое развитие современной Грузии

5 февраля 2010 Распечатать Распечатать Один комментарий

Влияние вооруженного конфликта 2008 года

Августовские события 2008 (7 дневная война в Грузии) и разрозившийся после мировой финансовый кризис,  оставили большой отпечаток на экономике Грузии. Эти  два события являются главными факторами, которые обусловили экономический спад в стране. К началу 2010 года Грузия подошла c новой волной реформ и ослабленной экономикой.

Августовские события 2008 года отразились на экономике Грузии в двух направлениях. С одной стороны они стали индикатором реальных проблем, и с другой – война еще более обострила существующую экономическую ситуацию. Поступление инвестиций в пережившую войну страну стало еще труднее. После войны требовались серьезные финансовые ресурсы на реабилитацию инфраструктуры. Крупнейший в стране коммерческий Банк Грузии оценивает ущерб гражданской инфраструктуры страны от действий российских войск, нанесенный в ходе южноосетинского военного конфликта, в 1 млрд. долларов, или 8 % ВВП.

Финансовые ресурсы были получены от международного сообщества. В Брюсселе 23 октября 2008 года состоялась конференция доноров, где было решено выделить Грузии 4,5 миллиарда долларов на преодоление результатов военного конфликта с Россией. В частности, Всемирный банк выделил Грузии 530 миллиона долларов, Европейский банк реконструкции и развития – 927 миллионов долларов, банк развития Азии – 300 миллионов, Международная финансовая корпорация – 350 миллионов долларов, Европейский Инвестиционный банк – 330 миллионов долларов, США- 1 миллиард долларов, Еврокомиссия – 638 миллионов долларов, страны члены Евросоюза – 174 миллионов долларов, Япония – 200 миллиона долларов, и еще несколько государств выделили, в общей сложности, 88 миллионов долларов. [1]

Во время распоряжения этими ресурсами перед правительством Грузии стояли две задачи. Первая, обеспечение элементарными жилищными условиями непосредственно пострадавших в результате конфликта, и вторая, реабилитация, пребывающей в кризисном состоянии экономики. Данные подходы видны и в целенаправленности выделенных средств.
Одной частью выделенных донорами ресурсов непосредственно финансировались нужды вынужденно перемещенных лиц, расходование этих средств доноры, в большинстве случаев, контролировали сами. Помощь такого типа, в основном, выделили европейские государства. В общей сумме в этом направлении было выделено 350 миллионов долларов.
На Брюссельской конференции основная часть финансовых ресурсов была выделена на реабилитацию экономики. Помощь по секторам была распределена таким образом: 853 миллионов долларов банковскому сектору; на проведение и реабилитацию дорог и реконструкцию железной дороги 682 миллионов долларов; 586 миллионов долларов – бюджету и макро финансовой помощи; на развитие энергетического сектора – 381 миллионов долларов; на частный и финансовый сектор – 252 миллионов долларов; на урбанические и муниципальные проекты 211 миллионов долларов; на неотложные нужды- 100 миллионов долларов. Выделение Грузии финансовых ресурсов подобного объема спасла экономики страны от глубочайшего кризиса.[2] В краткосрочной перспективе данная помощь однозначно оздоровит экономику страны, а в долгосрочном аспекте может негативно повлиять на ее дальнейшее экономическое развитие. Необходимо подчеркнуть, что 2.5 млрд. долларов из выделенной помощи в размере 4,5 млрд. долларов  были полученны в кредит.

Влияние мирового финансового кризиса

Мировой финансовый кризис, развившийся с начала 2008 года, затронул и Грузию. В условиях кризиса в экономике страны  сократилось потребление, упали продажи, и произошло резкое падение цен, все это ограничило активность бизнеса, и поставило его перед серьезными проблемами. В экономике была ограничена доступность финансовых ресурсов – упала инвестиционная активность, и международные финансовые институты усложнили кредитную политику. Исходя из специфики развития экономики Грузии, особенно болезненно на ней отразились ограничения инвестиционной активности.

По данным Департамента Статистики Грузии: внутренний долг в 2007 году составил 1489,916 млн.дол. 2008 г. 1458,9 млн.дол. III квартал 2009 года он составил 1428,4 млн.дол. Внутренний долг странны сокращается небольшими темпами, что нельзя сказать о Внешнем Долге: в 2007 г. 2429,676 млн.дол. 2008 г. 3694,7 млн.дол. III квартал 2009 г. 4354,4 млн.дол. Основной причиной увеличения внешнего долга являются внешние заимствования, полученные от разных международных организаций. Другой причиной являются купонные облигации, за счет выпуска Евробондов Грузия получила 500 млн.дол. В этой связи очень важным для Грузии станет 2013 год, т.к. на этот год приходится оплата номиналов по Евробондам. А с 2012 по 2013 год начинается оплата кредита Stand-By, полученного от Международного Валютного Фонда. Предполагается, что погашение этого долго будет осуществляется за счет новых заимствований, что еще больше увеличит долговую нагрузку на гос. бюджет. Важным является тот факт, что страна должник всегда будет зависимой от западных институтов в своих внешнеполитических ращениях.[3]

Screen shot 2010-02-03 at 23.25.42

Источник: Департамент статистики Грузии. -http://www.statistics.ge

В стране наблюдается падение уровня импорта и экспорта товаров по сравнению с предыдущими годами. За 2009 год, импорт товаров в 3,8 раза превышает экспорт. Экспорт товаров (FOB)- 1135 млн.дол. Импорт товаров (CIF)- 4378,3 млн.дол.. Грузия носит статус  «импортера- потребителя». Это обусловлено тем, что Грузия полностью является импорто-зависимой страной от нефти продуктов. Главная статья импортированных товаров: нефтепродукты и легковые автомобили, что касается экспорта это: цветная и черная металлургия.

Screen shot 2010-02-03 at 23.27.19

Источник:   Департамент статистики Грузии – http://www.statistics.ge

К концу  2008 года уровень безработицы составил 16.5% . Правительство испытывает большие трудности по части обеспечения людей работой. Входящий в страну иностранный инвестор должен иметь человеческий ресурс из подготовленных или готовых к переквалификации кадров, исходя из этого, по инициатива правительства Грузии, было решено создать систему профессионального образования и переподготовки персонала. В 2009 г. уровень инфляции практически снизился до уровня 2004 г.(см.таб.), что свидетельствует о стабилизации экономических процессов в стране и правильной монетарной политики центрального банка Грузии.

Screen shot 2010-02-03 at 23.28.38
Источник:   Департамент статистики Грузии – http://www.statistics.ge

2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 2008 г 2009 г
Инфляция

4,77%

5,51%

7,45%

7,89%

9,65%

10,27%

5,05%

Screen shot 2010-02-03 at 23.24.44

Источник:   Департамент статистики Грузии – http://www.statistics.ge

Рост реального ВВП в 2008-2009 гг. полностью отражает экономическую ситуацию в после военной Грузии. Рост реального ВВП в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, сократился в 4 раза. Негативная тенденция сохранилась и в 2009 году, в связи c усилением влияния мирового финансового кризиса. По оценкам МВФ в конце 2009 года страна начала выходить из стагнации. “Началось оздоровление экономики, и мы ожидаем в 2010 году экономический рост в Грузии на 2%, это реальный показатель, который рассчитан исходя из трех важных индикаторов. Имеется в виду поступление прямых иностранных инвестиций в объеме до $1 млрд, рост экспорта на 4% против 15%-ного падения в текущем году, а также ожидаемое сокращение банковских процентных ставок, что должно вызвать активность на потребительском рынке”, – отметил представитель МВФ. [4]

Рост реального ВВП в %

Screen shot 2010-01-31 at 23.02.15

Источник:   Департамент статистики Грузии – http://www.statistics.ge

Перспективы развития экономики

26 августа 2009 г. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (”РДЭ”) Грузии в иностранной и национальной валюте на уровне “B+”. Агентство также подтвердило краткосрочный РДЭ Грузии в иностранной валюте “B” и повысило страновой потолок с уровня “B+” до “BB-”. Рейтинги исключены из списка Rating Watch “Негативный”, по долгосрочным РДЭ присвоен прогноз “Стабильный”. “Приток масштабной международной финансовой помощи поддерживает экономику и кредитоспособность Грузии вслед за военным конфликтом с Россией в августе 2008 г. и глобальным финансовым кризисом, в то время как риск третьего витка значительной внутренней политической нестабильности снизился после прекращения массовых демонстраций оппозиции”, – отмечает Эдвард Паркер, глава аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам европейских стран с развивающейся экономикой.[5]

Несмотря на сложности в экономике продвижение вперед зависит от продолжающихся успехов страны в повышении рыночной ориентированности ее институциональной базы и улучшении бизнес-среды, уменьшении коррупции и укреплении правовой системы — все эти компоненты являются приоритетами стратегии правительства.

Агрессивные реформы проводимые Грузинским правительством существенно увеличили ее рейтинг по международным показателям в различных аспектах делового климата. В частности:

  • Всемирный банк назвал реформы в проводимые в Грузии за последние четыре года беспрецедентными. Страна переместилась с 112 на 15-е место, согласно докладу опубликованному Всемирным Банком – World Bank’s Doing Business 2009 survey.
  • Клуб бизнес реформаторов – Doing Business Reformer Club  назвал Грузию лучшим реформатором Европы и Центральной Азии за последние пят лет.
  • Согласно фонду Heritage Foundation – Индекс Экономической Свободы 2009, Грузия занимает 32-й из 157 стран в мире, опережая таких высокоразвитых европейских стран, как Норвегия, Чехия, Франция, Латвия и.т.д.
  • В соответствии с FDI Performance Index Организации Объединенных Наций по торговле и развитию 2005-2007, Грузия занимает 9 место из 141 экономик превосходя такие страны, как Нидерланды, Великобританию, ОАЭ и т.д.[6]

Screen shot 2010-01-31 at 23.33.19Screen shot 2010-01-31 at 23.33.37

Среди ключевых особенностей прогрессивной торговой политики Грузии можно выделить:

  • Низкий уровень тарифов на импорт: тарифы на импорт были отменены почти на 90% товаров, и остались лишь три ставки (0%, 5% и 12%) вместо прежних 16. Грузия не взимает пошлины на машины и оборудование, 12%-ые и 5%-ые ставки пошлин на импорт взимаются на определенные виды сельскохозяйственной продукции и строительных материалов. Тарифы применяются также в отношении импорта алкогольных напитков и легковых автомобилей.
  • Отсутствие количественных ограничений (квот) на импорт или экспорт
  • Одинаковая ставка НДС на импортные товары и товары производимые в стране
  • Oграниченное количество лицензий и разрешений на импорт-экспорт: по состоянию на 2006 год число разрешений на импорт и экспорт было сокращено с 14 до 8.

Грузия предлагает  целый ряд благоприятных торговых режимов, которые делают ее привлекательной для размещения производства другими странами.

  • Наиболее благоприятный национальный режим (РНБ) с участием членов ВТО, дает возможность значительно снизить тарифы для членов ВТО.
  • Общая система преференций (ВСП) с США, Канадой, Швейцарией и Японией, дает возможность значительно снизить тарифы на товары, вывозимые из Грузии в вышеперечисленные страны.
  • Обобщенная система преференций Plus (GSP +) и ЕС, позволяет Грузии экспортировать 7200 единиц продукции на рынок ЕС без пошлин
  • Режим свободной торговли со странами СНГ (кроме РФ) позволяет беспошлинно торговать товарами и услугами.
  • Свободная торговля с Турцией предусматривает полную либерализацию торговли на промышленные товары, а также необходимые преференции в области сельского хозяйства.
  • Специальная миссия ЕС по установлению фактов по вопросам торговли, посетила Грузию 13-15 октября 2008 года. Этот визит можно рассматривать как важный и конкретный шаг на пути к созданию ЗСТ между ЕС и Грузией

Налогообложение в рамках Грузии является весьма умеренным. К 2012 году планируется уменьшение подоходного налога с 20 до 15 %. Остальные налоги выглядят следующим образом: НДС 18%, подоходный налог с предприятий 15%, налог с дохода по процентам и дивидендам  5% (налоговая ставки снизится до 0% к 2012 году). Грузия сильно упростила процесс выдачи лицензий и требования на получение разрешений на торговлю, для облегчения предпринимательской деятельности. Общее количество выданных лицензий и разрешений было сокращено на 84%. Получение лицензий и разрешения можно запросить только для следующих сфер деятельности:

- Безопасность и охрана здоровья

- Безопасность условий жизни и культурной среды граждан

- Защита государственных и общественных интересов

сокращены сроки рассмотрения заявлений: 30 дней для выдачи лицензий и 20 дней для выдачи разрешений.

Разрешение или лицензия автоматически предоставляются, если правительством не приняты меры по отказу, в установленные законом сроки.

Грузия была оценена как одна из лучших в мире стран для ведения бизнеса на основе своей инфраструктуры, финансовых, правовых и профессиональных услуг, и своей низкой и простой налоговой системы (Доклад Всемирного банка по ведению бизнеса в 2009 году). Страна имеет наиболее либеральный трудовой кодекс во всем мире (по данным Фонда Наследия 2008). Трудовой индекс свободы для Грузии составляет 99,9, а средний мировой показатель составляет около 60 (по индексу Heritage Foundation экономической свободы за 2008 год). Грузия лидирует в мире по грамотности взрослого населения (по показателям 2006 года Доклада о развитии человека ПРООН производства). Грузия имеет нулевой балл по трудностях найма и увольнения (по данным обзора Всемирного банка “Doing Business 2008). Нет положения о минимальной заработной плате[7].

Главным преимуществом Грузии в долгосрочной перспективе является ее географическое местоположение, выгодное для инвестиций различных форм. Расположенная на перекрестке Европы и Центральной Азии, Грузия является мостом, соединяющим несколько важных экономических регионов, в общей сложности 827 миллионов человек. Она является ключевым звеном кратчайшего транзитного маршрута между Западной Европой и Центральной Азией для транспортировки нефти, газа, а также других ресурсов.


[1] Доклад ЦБ Грузии за 2009 год – Монетарная и Фискальная политика

[2] http://bizzone.info/articles/1258592529.php

[3] Доклад ЦБ Грузии за 2009 год – Монетарная и Фискальная политика

[4] http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2009/11/13/177861

[5]http://www.fitchratings.ru/regional/country/news/newsrelease/news.wbp?article-id=625F2B68-70DD-44E9-90A2-042B8718732F

[6] http://www.investingeorgia.org/business/10reasons/25/

[7] http://www.investingeorgia.org/business/10reasons/

Irakli 1Кенджия Иракли

Группа-M21B CNAM-IIM

Один комментарий »

  • Lali Mgaloblishvili пишет:

    5( отлично). Больше нечего сказать. Успехов тебе. Я очень рада за тебя.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>